Север и рынок. 2018, N 4.

разработку плана поэтапного перехода на КЭР (комплексные экологические разрешения), предусматривающего сначала реализацию пилотных проектов для 300 действующих крупнейших предприятий с объектами НВОС I категории (табл. 3). Таблица 3 Поэтапный переход на комплексные экологические разрешения 2015-2018 гг. 2019-2022 гг. 2023-2025 г. Принятие подзаконных актов Разработка, утверждение и публикация информационно­ технических справочников (ИТС) НДТ Постановка объектов НВОС на государственный учет Переход на КЭР на основе программ повышения экологической эффективности: • для 300 действующих крупнейших предприятий с объектами I категории; • для новых предприятий; • для обратившихся предприятий Переход на КЭР всех остальных предприятий, отнесенных к области применения НДТ (с объектами I категории) Реализация программ повышения экологической эффективности (срок не более 7 лет, в отдельных случаях не более 14 лет) Оснащение стационарных источников приборами непрерывного контроля Применение мер экономического стимулирования Увеличение коэффициентов платы: за временно разрешенное воздействие — К = 25 за воздействие, превышающее разрешенное — К = 100 Источник: положения закона № 219-ФЗ, материалы Бюро НДТ, Минпромторга России. Одним из основных условий для начала этого процесса в промышленности является создание российских информационно-технических отраслевых справочников (ИТС) по наилучшим доступным технологиям, которые в настоящее время изданы в соответствии с графиком18 (справочники по НДТ первого поколения). Вторым важным мероприятием является подготовка условий для осуществления постановки объектов НВОС на государственный учет. Организационная деятельность по созданию условий перехода на НДТ В результате организационной деятельности по созданию справочников НДТ сформирована структура взаимодействия организаций, ответственных за реализацию комплекса мер по внедрению НДТ (рис. 4). Согласно постановлению19 Правительства РФ, основными участниками определения технологии в качестве НДТ для объектов НВОС являются: Минприроды, Минпромторг, Росстандарт, Бюро НДТ, технические рабочие группы (ТРГ), Межведомственный совет по переходу на принципы НДТ и внедрению современных технологий, Технический комитет по стандартизации «Наилучшие доступные технологии» (ТК 113 НДТ). В последней редакции данного Постановления Минпромторг наделен полномочиями на определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве «наилучшей доступной технологии» для конкретной области применения. В его компетенцию входит утверждение методических рекомендаций по определению технологии в качестве НДТ, создание ТРГ, руководство разработкой и актуализацией справочников по НДТ, утверждение порядка и сбора информации20, необходимой для разработки справочников и анализа приоритетных проблем отрасли. 18 О поэтапном графике создания в 2015-2017 гг. справочников наилучших доступных технологий: распоряжение Правительства РФ от 31.10.2014 № 2178-р (в ред. от 07.07.2016 № 1444-р). 19О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям: постановление Правительства РФ от 23.12.2014 № 1458 (в ред. от 09.09.2015 № 954, от 28.12.2016 № 1508). 20 Для сбора информации используются унифицированные шаблоны, включающие данные о применяемых технологиях, оборудовании, о сбросах и выбросах загрязняющих веществ, образовании отходов, других факторах воздействия на окружающую среду, экономических показателях (материальных и организационно­ технических затратах на внедрение и эксплуатацию технологии, оборудования). 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz