Север и рынок. 2018, N 4.
Таблица 2 Меры государственного регулирования с учетом категории объекта НВОС Категория объекта I — значительное воздействие II — умеренное воздействие III — незначительное воздействие IV — минимальное воздействие Государственная * экологическая экспертиза* - Постановка объектов на государственный учет КЭР — комплексное экологическое разрешение Декларирование объемов воздействия Отчетность об объемах воздействия - Проведение первичного учета и производственного экологического контроля (дифференциация по категориям объектов) Оснащение стационарных источников приборами непрерывного контроля - Отчетность о выполнении планов мероприятий по охране окружающей среды / программ повышения экологической эффективности (внедрения НДТ) Федеральный государственный надзор Региональный государственный надзор Внеплановые проверки Перечень загрязняющих веществ для атмосферного воздуха, водных объектов, почв - Экономическое регулирование (плата за негативное воздействие на окружающую среду — сбросы, выбросы, размещение отходов; меры стимулирования внедрения НДТ) Источник: Положения закона № 219-ФЗ (ст. 4 — категорирование объектов, ЗВ; ст. 69.2 — постановка на гос. учет; ст. 31.1 — КЭР; ст. 31.2 — декларация; ст. 67 — первичный учет и производственный контроль, автоматические приборы измерения; ст. 65 — государственный надзор; ст. 67.1 — план мероприятий/программа, ст. 16 — исчисление платы за НВОС, ст. 17 — государственная поддержка); ФЗ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; Проект***. * Экологической экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории. ** Утвержденный постановлением Правительства РФ (№ 1316-р) перечень загрязняющих веществ включает: для атмосферного воздуха 254 наименования; для водных объектов — 249 (входят 6 микробиологических показателей, БПК5, БПКполн, ХПК, взвешенные вещества, сухой остаток); для почв — 63 вещества. Характеристика этих веществ данного перечня и ПДК приведены в справочнике «Экология» ФГБУ УралНИИ (2017 г.). *** Об определении перечня стационарных источников и перечня вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих контролю посредством автоматических средств измерения и учета объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух... (подготовлен Минприроды России 11 дек. 2015 г.). URL: http://www.burondt.ru/NDT/NDTDocsDetaiLphp?Urnd=505&etkstructure _id=1872. Данные табл. 2 показывают, что отнесение объектов к определенной категории тесно связано с необходимостью разработки экологической документации, получения разрешительных документов и организации природоохранной деятельности. Предусматривается, что объекты I категории будут под более жестким контролем со стороны государства. Данные объекты подлежат оснащению автоматическими средствами контроля выбросов ЗВ с 1 января 2018 г., но этот процесс задерживается из-за отсутствия необходимых подзаконных актов, ожидания реализации пилотных проектов и других проблем. На сложности внедрения непрерывного контроля выбросов обращают внимание специалисты этой отрасли [16], предлагая решения, исключающие необоснованные затраты предприятий. C целью ускорения перехода на технологическое нормирование на основе НДТ разработан Комплекс мер17, направленный на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий. Он включает 17 Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2014 № 398-р (ред. от 17.03.2015 № 449-р, от 29.08.2015 № 1678-р). 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz