Север и рынок. 2018, N 4.

A mechanism for implementing the basic principles of BAT is presented, the main tasks of transition in the near future are outlined. The practical importance of the work lies in the information field, which needs a broader view of the essence of environmental reform, the participation of the scientific community in solving problematic issues of transition to the principles of technological regulation, combining economic, environmental and social interests together. Keywords: environmental legislation, technological regulation, technological standards, the best available technologies, objects of negative impact on the environment, integrated environmental permits, environmental efficiency. Введение Проблема низкой экологической эффективности в стране обусловливает давно назревшую необходимость реформирования в области охраны окружающей среды [1]. С учетом этого основными стратегическими ориентирами в области экологического развития РФ до 2030 г. являются: • обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрение экологически эффективных инновационных технологий; • предотвращение и снижение негативного воздействия на природную среду; • сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений [2]. За счет технологического развития к 2030 г. предполагается снижение удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов до уровня, достигнутого в экономически развитых странах. В перспективе (2016-2050 гг.) рассматривается возможность снижения до 50 % материало- и энергоемкости ВВП и в 2 раза выбросов в атмосферу и сброса загрязненных сточных вод [1, с. 146]. Для решения поставленных задач технологическому нормированию отводится основная роль [2, 3]. В этом направлении развивается природоохранное законодательство. В 2014 г. внесены кардинальные изменения в закон «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты, обеспечивающие правовое регулирование природоохранной деятельности и переход от существующих принципов нормирования (сбросов/выбросов загрязняющих веществ), основанных на нормативах ПДК, к нормированию на основе наилучших доступных технологий (НДТ). С учетом актуальности происходящих преобразований в природоохранной сфере предметом исследования в данной работе является система экологического регулирования негативного воздействия на окружающую среду на основе наилучших доступных технологий. С целью раскрытия принципов НДТ и сущности технологического нормирования и его преимуществ обобщены материалы, которые касаются изменений в природоохранном законодательстве, формирования организационных структур, разработки стандартов НДТ, методических рекомендаций и справочно - аналитических материалов по обеспечению перехода на новые принципы нормирования негативного воздействия на окружающую среду. Доказательной базой целесообразности перехода на технологическое нормирование является многолетняя практика использования принципов НДТ в европейских странах. Опыт внедрения НДТ в странах ЕС Благодаря внедрению технологического нормирования на основе НДТ — наилучших доступных технологий (best available techniques — BAT) в европейских странах добились снижения показателей природоемкости ВВП и удельных эмиссий. Законодательством ЕС установлены обязательные нормы эмиссий, которые должны выполнять промышленные и сельскохозяйственные предприятия с высоким потенциалом загрязнения окружающей среды. Для них разработаны справочники ВАТ и для многих отраслей уже созданы справочники второго поколения (2012-2016 гг.), которые, по оценке экспертов, имеют более жесткие нормативы [4]. В новых справочниках существенно расширен перечень НДТ в результате бенчмаркинга европейских предприятий. Условием для хозяйственной деятельности предприятий является получение комплексного разрешения, которое выдается в случае, если предприятие соответствует определенным технологическим нормам НДТ и природоохранным требованиям [5]. Начало созданию комплексного подхода к регулированию и контролю эмиссий загрязнителей в окружающую среду было положено Директивой 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнения (окружающей среды)» [6]. В 2008 г. она была кодифицирована и заменена на Директиву 2008/1/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений» [7]. В настоящее время действует Директива 2010/75/EU «О промышленных эмиссиях (комплексном предотвращении загрязнения и контроле)», которая является основным инструментом предотвращения эмиссий и 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz