Север и рынок. 2018, N 4.
Таблица 9 Доля организаций, имеющих веб-сайт, в общем количестве организаций, % [16] Регион 2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Ненецкий АО 20,8 50,6 38,9 32,9 45,1 Мурманская обл. 25,5 49,9 45,8 48,4 49,3 Ямало-Ненецкий АО 27,7 38,9 42,1 41,7 48,5 Чукотский АО 21,1 31,9 33,5 41,6 43,2 Российская Федерация 28,5 41,3 40,3 42,6 45,9 В Стратегии доля организаций, имеющих веб-сайт, в общем количестве организаций, в 2016 г. определен на уровне 80 %, фактически этот параметр составляет 45 %. Важным показателем ускорения технологического развития является внешнеторговый баланс технологиями и услугами технического характера (табл. 10). Таблица 10 Сальдо экспорта-импорта технологий и услуг технического характера , млрд долл. США Регион 2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Ненецкий АО 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 Мурманская обл. - 0,6 52,5 -9,1 8,7 -5,2 Ямало-Ненецкий АО 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 Чукотский АО 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 Российская Федерация -798,1 -1693,0 -1176,6 -550,7 -6691,0 • Рассчитано авторами на основе данных Росстата [16]. Кроме Мурманской обл., регионы АЗРФ не выполняют деятельность, связанную с экспортно импортными услугами технического характера. Экспорт в Мурманской обл. за 2010-2016 гг. вырос на 4 %, при этом в РФ — в 10 раз, импорт вырос на 21 %, в РФ — девятикратно. Таким образом, сальдо экспорта-импорта технологий не достигает положительных значений индикаторов, прописанных в Стратегии, наоборот, растет зависимость от импорта. В результате анализа установлено, что при продолжении существующих тенденций в сфере технологического развития достичь показателей к 2020 г. проблематично. Исключительное значение имеет создание современной системы управления инновационным развитием. Для регионов АЗРФ за основу механизма управления принимается модель инновационного развития, предложенная А. А. Трифиловой [17], которая основана на принципах стратегического управления. Основным условием эффективного управления инновационно-промышленным развитием региона является формирование научно обоснованной информационно-аналитической базы, механизма функционирования, а также рекомендаций по принятию управленческих решений. От наличия и состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка — необходимая операция процесса управления [18]. В этой связи для разработки и успешной реализации стратегии инновационного развития необходимо проведение оценочных действий, учитывающих специфические особенности арктических регионов. Инструментами таких оценочных действий выступают методологические принципы и методические рекомендации: • методики Университета Мэйдзи (Япония), Всемирного банка, Мирового экономического форума, Национального научного фонда США, Организации экономического сотрудничества и развития, Комиссии европейских сообществ, Маастрихтского института экономических исследований в области инноваций и технологий (Нидерланды) [19-25]; • методологии Центра стратегических разработок «Северо-Запад», Высшей школы экономики, Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий, рейтингового агентства «Эксперт РА», Финансового университета при Правительстве РФ [26-31]; • методики зарубежных специалистов, в том числе Х. Брюйна, Н. Вайзарта, Ф. Геелса, Р. Зейлера, Г. Калушева, Б. Лундвалла, Н. Матеева, К. Наувелаерса, Р. Нельсона, Т. Петера, Д. Прайса, Е. Роберте, М. Фишера, Дж. Фрелиха, К. Фримана и др. [32-38]; 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz