Север и рынок. 2018, N 4.
3. Экономическое законодательство, обеспечивающее устойчивое развитие национальной экономики и структурную модернизацию промышленности [6]. 4. Стратегическое управление, которое позволяет обеспечивать согласованность экономической, бюджетной, финансовой, структурной, региональной и социальной политики для решения внутренних проблем и реагирования на внешние вызовы и угрозы, включая долго- и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития, разработку стратегий и программ для основных секторов экономики [7]. Управление технологическим развитием территорий должно способствовать активизации экономики хозяйствующих субъектов на рынке, усилению конкурентных преимуществ и повышению уровня эффективности инновационной деятельности [8, 9]. Механизм управления технологическим развитием основан на совокупности мер и инструментов для достижения поставленных целей, в том числе направленных на стимулирование инновационной активности, мотивацию к разработке инновационных проектов и внедрению инновационных технологий. Основные целевые индикаторы Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года (далее — Стратегия) приведены в табл. 1. Таблица 1 Основные целевые индикаторы Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. [10] Индикатор 2010 г. 2013 г. 2016 г. 2020 г. Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел. населения) 2,0 2,1 2,3 2,8 Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций 7,7* 9,6 15,0 25,0 Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг организаций промышленного производства 4,9 7,2 15,4 25,0 Интенсивность затрат на технологические инновации (доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство) 1,90* 1,95 2,0 2,5 Совокупный уровень инновационной активности (доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем числе организаций) 11,0 24,0 47,0 60,0 Внутренние затраты на исследования и разработки, в % к ВВП 1,3 1,5 1,9 3,0 Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем количестве организаций 56,0* 85,0 95,0 98,0 Доля организаций, имеющих веб-сайт, в общем количестве организаций 24,0* 75,0 80,0 90,0 Сальдо экспорта-импорта технологий, млрд долл. США - 1,0* -0,9* - 0,6 Более 0,3 *Данные за 2009 г. В Арктической зоне Российской Федерации (далее — АЗРФ) одним из главных критериев инновационной активности является информация о достижении поставленных целевых индикаторов на основе данных статистических сборников. В табл. 2 рассмотрены коэффициенты изобретательской активности четырех регионов, полностью относящихся к АЗРФ [11], в сравнении со средними значениями показателя по регионам РФ. Коэффициент изобретательской активности в среднем по регионам АЗРФ за 2010-2016 гг. снизился на 27 %, при этом по Российской Федерации — на 8,9 %. Следует особо отметить, что фактические показатели за 2016 г. не достигают плановых значений, предусмотренных Стратегией, — 2,3. Это говорит о необходимости принятия соответствующих решений для достижения целевых показателей к 2020 г. В табл. 3 представлены данные по количеству организаций, осуществляющих технологические инновации. 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz