Север и рынок. 2018, N 4.
В результате сопоставления реального и потенциального индексов инновационного развития выявлено, что только Ямало-Ненецкий АО эффективно использует имеющиеся ресурсы для инновационного развития, в остальных регионах потенциал практически не востребован. Определено, что для достижения поставленных задач необходимы беспрецедентные меры по ускорению научно-технологического развития России и арктических регионов. Ключевые слова: оценка, анализ, Арктика, ранжирование, потенциал, ресурсы, инновации. V. A. Tsukerman PhD (Engineering), Associate Professor, Head of Department Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre, Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia E. S. Goryachevskaya Researcher Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre, Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia ON MANAGEMENT OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ARCTIC ZONE Abstract. The problems of management of technological development of the Russian Arctic are studied. Directions of forming the institutional environment necessary for management of technological development in the medium and long-term prospects, are identified. The potentiality of reaching the target indicators set in the RF President’s Decree No. 204 of May 7, 2018 and the Strategy of Innovation Development of the Russian Federation for the Period to 2020 on the basis of statistical data, is analyzed. The analysis showed that the existing trends in the field of technological development will not allow to reach the planned indicators by 2020. The innovative potential of the Russian Arctic is estimated according to the chosen methodology, which makes it possible to compare the regions and determine the efficiency of the use of resources for innovative development. Among the Arctic regions the Murmansk region shows the greatest potential for innovative development during the analyzed period. The Chukotka Autonomous District and the Nenets Autonomous District are characterized by the least potential for innovative development. The maximal real index of innovative development is typical for the Murmansk region and Yamalo-Nenets Autonomous District. The result of comparison of the real and potential indices of innovative development has revealed that the Yamalo-Nenets Autonomous District alone uses effectively available innovative development resources. The remaining regions use their potential poorly. It is determined that to achieve the set tasks, unprecedented measures are needed to accelerate the scientific and technological development of Russia and the Arctic regions. Keywords: assessment, analysis, the Arctic, ranking, potential, resources, innovations. Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 поставлена задача увеличения к 2024 г. количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 % от их общего числа [1]. Инновационно-активные организации характеризуются высокой степенью интенсивности осуществляемых действий и их своевременностью, способностью мобилизовать потенциал необходимого количества и качества [2]. На инновационную активность организации оказывают влияние совокупность способностей и творческих дарований людей, их образовательно-квалификационный и культурный уровни, оптимальное сочетание рыночных рычагов саморегулирования экономики с государственным регулированием, плюрализм форм собственности, конкуренция и т. п. Инновационная активность отражает степень готовности субъектов хозяйствования к внедрению и активному использованию в разрабатываемых бизнес-процессах инновационных знаний, выступающих в форме инновации и технологии. Следует отметить, что инновационная активность связана с внешнеэкономической деятельностью, что отражается в структуре и характере экспорта инновационной продукции. Институциональная среда, необходимая для управления технологическим развитием, в средне- и долгосрочной перспективе формируется в рамках следующих направлений: 1. Обеспечение гражданских прав граждан, то есть защита базовых прав, в том числе неприкосновенность личности и собственности, результативность правоохранительной системы, суверенность суда, свобода средств массовой информации. Особое значение имеет правовое регулирование результатов интеллектуальной собственности и эффективность их использования в хозяйственной деятельности, что обеспечивает законодательную основу инновационного развития [3, 4]. 2. Обеспечение эффективного развития человеческого капитала, прежде всего образования, здравоохранения, пенсионной системы и т. п. [5]. 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz