Север и рынок. 2018, N 4.

В рамках проведенного исследования целесообразно представить следующие рекомендации по построению системы взаимодействия стейкхолдеров в рамках реализации проектов ССS: • при инициации проекта необходимо четкое определение ключевых стейкхолдеров и их основных интересов и ожиданий, что в дальнейшем значительно упростит процесс разработки и реализации проектов CCS; • необходимо четкое установление территории реализации проекта (локации), которая будет затронута в рамках реализации полного технологического цикла проекта («улавливание — транспортировка — хранение»), что позволит более предметно выделить ключевых стейкхолдеров и избежать конфликтов между регионами; • в процессе планирования проектов CCS необходимо продуманно расставить приоритеты с учетом интересов и различных стран (если проект их затрагивает), и регионов, государственных структур различных уровней, бизнеса, инвесторов, экологических организаций и т. д.; • необходимо четкое документально зафиксированное определение условий реализации проектов, а также прав и обязанностей сторон (бизнеса, государства, инвесторов, поставщиков и подрядчиков, экологических организаций и т. д.); • необходимо назначение независимого оператора, осуществляющего контроль за ходом реализации проекта CCS, а также информирование соответствующих государственных структур; • определить перечень бизнес-процессов, которые являются стратегически важными при реализации проектов CCS и должны контролироваться на самом высоком уровне, остальные должны быть переданы на контроль на более низкие уровни; • для достижения стратегической согласованности при разработке и реализации проектов CCS рекомендуется составление матриц распределения ролей и зон ответственности за соответствующие ключевые бизнес-процессы; • на стадии планирования проекта CCS должен быть разработан тщательный план на ранних этапах, в том числе весь пакет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проектно­ изыскательских работ во избежание дорогостоящих изменений на стадии внедрения проекта; • необходимо четкое выполнение основных этапов проекта с использованием ключевых показателей эффективности (КПЭ или KPI) для анализа и подтверждения эффективной реализации проекта на определенных стадиях планирования, тестирования и внедрения (концепция Stage Gate). В целом, для повышения степени удовлетворения основных стейкхолдеров на начальных этапах необходимо понимание основных заинтересованных сторон, их интересов, ожиданий от проекта и его результатов, а также четкий сбор и документальное фиксирование требований от ключевых стейкхолдеров при инициации таких проектов. Выводы Технология CCS, направленная на сокращение объема эмиссий CO2, имеет большое значение не только в решении экологических проблем, но и способствуют достижению социально - экономических целей и повышению энергоэффективности за счет возможностей полезного использования улавливаемого углерода. Можно выделить пять ключевых преимуществ, которые можно получить при ее внедрении на промышленных объектах: 1) снижение негативного воздействия на окружающую среду при использовании ископаемых видов топлива, мировое потребление которых с каждым годом увеличивается; 2) вклад в социально-экономическое развитие регионов в местах реализации масштабных ССS проектов за счет создания дополнительных рабочих мест и налоговых отчислений; 3) привлекательность проектов для привлечения средств со стороны социально-ответственных инвесторов и кредиторов; 4) содействие устойчивому развитию компаний, внедряющих технологию на своих объектах; 5) повышение нефтеотдачи на зрелых месторождениях. Одним из ключевых драйверов при реализации проектов ССS на сегодняшний день является общественное восприятие и признание данной технологии, поскольку отдельные категории стейкхолдеров имеют достаточно сильную власть над ходом реализации промышленных проектов. Несмотря на достаточный мировой опыт успешной реализации ССS-проектов, средний уровень осведомленности общества о преимуществах технологии остается невысоким, что влечет за собой ряд опасений относительно новых или планируемых к реализации проектов. 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz