Север и рынок. 2018, N 4.
угодий расположение и условия размещения объектов пользования недрами на территории аборигенов, выплачивать компенсационные выплаты за потерю дохода в результате ограничения режима их природопользования и за ущерб, нанесенный окружающей среде [21]. В основе данных договоров заложено признание права КМНС на использование территорий традиционного природопользования, но они слабо урегулированы с точки зрения законодательства, информация относительно такого взаимодействия имеет закрытый характер, трудно дать оценку адекватности и справедливости компенсаций. Прорывной практикой взаимодействия коренных этносов и промышленных компаний стала серия «Планов содействия развитию коренных малочисленных народов Сахалина» в Сахалинской обл., которые действуют с 2006 г. в форме трехсторонних пятилетних соглашений между компанией «Сахалин Энерджи» (проект «Сахалин-2»), региональными органами власти и Региональным советом уполномоченных народов Севера. В настоящее время реализуется третий пятилетний план (2016 2020 гг.), его основные направления — Фонд социального развития и Программа поддержки традиционной экономической деятельности. Важным достижением «Планов развития» является получение аборигенами навыков взаимодействия, управленческого опыта и активизация их роли в управляющих органах фондов и программ, непосредственное участие в распределении средств. Нужно подчеркнуть, что компания «Сахалин Энерджи» относится к клиентам Международной финансовой корпорации, которая входит в Группу Всемирного банка. Один из его социально - экономических стандартов, предъявляемый к заемщикам, касается непосредственно коренных народов. Цель такого стандарта — защита прав коренного населения, его устойчивое развитие, предотвращение (или смягчение) неблагоприятного воздействия на аборигенов. Обязанностью клиента банка является предоставление свободного, предварительного и осознанного согласия от коренных этносов, чьи интересы затрагивает его проект [22]. Другие компании также стараются следовать международному опыту во взаимодействии с КМНС. В 2017 г. ПАО «Газпром» утвердил разработанную с учетом лучших мировых практик «Политику взаимодействия с коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока». В документе содержатся правила поведения для работников Группы в местах проживания и хозяйствования коренного населения, определена процедура мониторинга взаимодействия компании с аборигенами, порядок поддержки социальных инициатив и системной работы с обращениями [23]. В целом можно заключить, что на уровне бизнеса есть понимание, что цивилизованное взаимодействие с местным населением является важной составляющей их обоюдного устойчивого развития. Отчасти это происходит под влиянием международных норм, под давлением общественных организаций, из-за конфликтных ситуаций. Крупные промышленные компании оказывают существенную поддержку коренному населению, вовлекая их в современную экономику, расширяя рынок труда, пополняя бюджеты различных уровней, в том числе общинные и семейные, повышая образовательные возможности, улучшая медицинское обслуживание, транспортную доступность, социально-бытовые условия и др. Однако в целом лишь отчасти компенсируют совокупный урон от промышленного освоения, который представляет серьезную угрозу этнообразующим способам хозяйствования коренных малочисленных народов. Для максимального учета интересов всех сторон необходимо, прежде всего, комплексное совершенствование федерального законодательства в области прав коренных народов, при этом первоочередными задачами являются: • определение четкого правового механизма выделения и закрепления границ ТТП, внесение соответствующих дополнений по правам коренных малочисленных народов в Земельный, Лесной, Водный и другие профессионально-хозяйственные кодексы; • определение обязательного характера и четкого механизма проведения этнологической экспертизы на федеральном уровне, с ориентацией на уже имеющийся региональный опыт. Получение лицензии на промышленное освоение не должно предшествовать проведению процедуры экспертизы; • институциональное закрепление на федеральном уровне обязанности и порядка заключения компенсационных соглашений, они должны быть прозрачными и регулируемыми; • жесткий государственный и муниципальный контроль над исполнением экономических, лицензионных соглашений, экологического законодательства, повышение штрафных санкций компаниям, ужесточение ответственности региональных надзорных органов. Особенного внимания требует проблема несоблюдения экологического законодательства в плане утилизации и определения класса опасности высокотоксичных нефтяных и прочих промышленных отходов; 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz