Север и рынок. 2018, N 4.

Как правило, все структурные подразделения рассматриваемых в таблице групп-компаний в регионах присутствия заключают Соглашения о сотрудничестве с администрациями регионов, районов, отдельных муниципальных образований (пункт о сотрудничестве может входить в лицензионное соглашение). В рамках Соглашений о сотрудничестве бизнес участвует в социально - экономическом развитии территорий присутствия по ряду направлений: культура, спорт, образование, здравоохранение, поддержка социально незащищенных слоев населения, поддержка коренных малочисленных народов Севера и др. Компании, таким образом, реализуют свою корпоративную социальную ответственность, формируют лояльное отношение местных властей и населения, снижают риски конфликтных ситуаций, содействуют устойчивому развитию территорий [17]. Помощь коренным народам осуществляется в основном через поддержку культурно - этнических, образовательных и спортивных проектов, мероприятий и инициатив (разовых и на постоянной основе), сотрудничество с общественными организациями и ассоциациями КМНС, строительство социальной инфраструктуры в местах компактного проживания и хозяйствования коренных этносов, обучение и предоставление рабочих мест коренным жителям, поддержку традиционных видов хозяйственной деятельности, оказание услуг (авиаперевозок, связи, медицинской помощи), помощь при чрезвычайных ситуациях и пр. Однако такого рода соглашения зачастую не дают широкой возможности принимать непосредственное участие представителям коренного населения и общественности в определении направлений, контроле и распределении выделяемых инвестиций, сужается возможность адресного использования средств. Эффективным механизмом взаимодействия в рамках соглашений о сотрудничестве являются консультативные комитеты. С 2003 г. опыт проведения такого рода взаимодействия имеет компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» («ЭНЛ») — оператор проекта «Сахалин-1» (дочерняя компания крупнейшего мирового нефтяного гиганта «Эксон Мобил», ПАО «Роснефть» и др.). Участниками Консультативного комитета являются представители компании «ЭНЛ», регионального Совета уполномоченных представителей КНМС Сахалинской обл. и правительства региона. Цель комитета — проведение консультативных совещаний (не реже 2 раз в год) по вопросам производственной деятельности проекта «Сахалин-1», его влияния на территории традиционного природопользования коренного населения, проведения экспертиз и консультаций, оценки и отбора заявок на финансирование социальных проектов, соблюдения баланса при распределении денежных средств между проектами и др. [18]. Одним из механизмов, обеспечивающих соблюдение интересов коренных народов бизнесом и местной властью, являются общественные слушания по проектной документации, на которых обсуждаются материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Такие слушания, согласно российскому законодательству, являются обязательной процедурой, однако единых нормативных требований к процедуре их проведения нет, поэтому компании действуют исходя из собственных корпоративных стандартов. Например, в ПАО «Газпром» с 2014 г. существует документ корпоративной системы стандартизации с рекомендациями по проведению публичных слушаний и общественных обсуждений [19]. Важнейшим механизмом взаимодействия органов власти, бизнеса и КМНС является этнологическая экспертиза, которая проводится по общественному запросу, по заказу компаний в рамках регионального законодательства (только в Республике Саха (Якутия)). Якутия — единственный субъект РФ, где действует региональный закон об этнологической экспертизе, она проводится независимой экспертной комиссией ученого сообщества на конкурсной основе и утверждается правительством региона. Таким образом минимизируется коррупционная составляющая [20]. Опыт проведения таких экспертиз в регионе доказал важное значение обязательности их проведения для достижения взаимоприемлемого диалога. Некоторые компании (Канадская золотодобывающая корпорация «Кинросс Голд», компания «Сахалин Энерджи») используют механизм установления обратной связи — практику жалоб. Такая практика не создает помех обращениям за юридической или административной помощью, но позволяет своевременно разрешать конфликтные ситуации, принимать предупредительные меры, укреплять репутацию компаний. В Ханты-Мансийском АО, в силу регионального законодательства, предусматривающего обязательство хозяйствующих субъектов согласовывать свою деятельность с КМНС (региональные законы «О недропользовании», «О регулировании отдельных земельных отношений в ХМАО»), получила развитие практика заключения компенсационных договоров напрямую с коренным населением. В рамках таких договоров компании обязаны согласовывать с владельцами родовых 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz