Север и рынок. 2018, N 4.
Земельном кодексах) и др., в силу его декларативного и противоречивого характера. Реализация прав коренного населения предоставляется в ведение региональной государственной власти. Таким образом, степень реализации прав малочисленных этнических общностей отличается в зависимости от региона. Специальных обязывающих норм для пользователей недрами на федеральном уровне в этой сфере не закреплено, поэтому сырьевому бизнесу, являющемуся крупным налогоплательщиком в регионах, проще лоббировать свои интересы. Важным и существенным правом для коренных малочисленных народов является право на создание территорий традиционного природопользования, которое закреплено за ними в главе 2 Федерального закона о ТТП, однако выделение границ и юридическое оформление территорий традиционного природопользования является проблемным вопросом. Из-за противоречий с земельным законодательством не было определено ни одной ТТП федерального значения, на федеральном уровне не разработано положения о таких территориях. В субъектах процесс развивается, но медленно и неравномерно. ТТП местного и регионального значения создаются не во всех регионах, где проживают коренные малочисленные народы. Такое положение приводит к отчуждению коренного населения от ресурсов их традиционного хозяйствования. Изменения в Федеральный закон о ТТП, которые предлагаются Федеральным агентством по делам национальностей РФ (ФАНД), имеют отрицательный отклик со стороны экспертов сообщества северных регионов и организаций коренных малочисленных народов [8]. Важно подчеркнуть, что статус ТТП не освобождает эти территории от промышленного освоения, но дает их владельцам право на согласование с ними объектов промышленной деятельности и на компенсацию ущерба, причиненного в границах ТТП. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» закрепляет право коренного населения на возмещение убытков от хозяйственной деятельности, однако механизм такой компенсации законодательно не урегулирован. В свою очередь, методика исчисления убытков, причиненных коренным малочисленным народам, утвержденная приказом Министерства регионального развития РФ (№ 565 от 09.12.2009 г.), не была утверждена Минюстом РФ и носит рекомендательный характер. Даже если оценка ущерба проводится и он возмещается, его объем зависит от договоренности между КМНС и компаниями. В связи с вышеперечисленным ФАНД был разработан законопроект (принят в первом чтении Госдумой в марте текущего года) «О внесении изменений в статью 8 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Законопроект предполагает урегулирование вопросов возмещения убытков. Подготавливается новая методика исчисления убытков, основанная на региональном опыте, опыте промышленных компаний. Планируется, что методика, помимо реального учета, будет рассматривать и ряд дифференцированных параметров включая этнокультурный компонент [9]. Основным механизмом охраны окружающей среды в России до 2007 г. была государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ). Ее роль значительно сократилась с января 2007 г. — после изменения законодательства на федеральном уровне. Объектом экологической экспертизы сегодня является проектная документация, которая оценивается на соответствие экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в сфере охраны окружающей среды. На сегодняшний день проведение ГЭЭ обязательно только на этапе подготовки к строительству наиболее сложных объектов, планируемых на морском шельфе, особо охраняемых территориях или связанных с обезвреживанием и размещением отходов. Большинство предприятий не обязано проходить ГЭЭ. Однако в рамках реформы природоохранного законодательства с конца 2017 г. в процесс проведения экологической экспертизы были внесены некоторые изменения, в частности, с января 2019 г. ГЭЭ становится обязательной для проектной документации объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к I категории, т. е. связанных с производством нефтепродуктов и металлургической продукции, с добычей нефти, газа, цветных металлов и т. п. С января 2019 г. обязательным объектом ГЭЭ становятся материалы обоснования комплексного экологического размещения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. В этот же срок вступают в силу нормы, обязывающие предприятия оснастить объекты I категории автоматическими средствами измерения выбросов загрязняющих веществ. Срок вступления в силу перечисленных норм был продлен с 1 января 2018 г . на один год [10]. Такой важный механизм согласования интересов бизнеса и защиты прав коренного населения, как этнологическая экспертиза, позволяющая определить неочевидное (требующее специальных научных исследований) воздействие на традиционные способы хозяйствования и этносоциальную 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz