Север и рынок. 2018, N 4.

20. Demin V. I. Izmenenie osnovnyh klimaticheskih pokazatelej i ehkstremal'nosti klimata na territorii Murmanskoj oblasti [Changes in the main climatic indicators and extreme climate on the territory o f the Murmansk region] Sever i rynok: formirovanie ehkonomicheskogo poryadka [North and market: formation o f economic order], 2013, No. 1(32), pp. 35-39. (In Russ.) 21. Malinovskaya N. A. Issledovaniya infrastrukturnogo kompleksa regiona [Studies of the infrastructure complex o f the region] Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian entrepreneurship], 2011, No. 9 (2), pp. 82-86. (In Russ). 22. Harisova G. M. Metodologicheskie podhody k issledovaniyu vliyaniya infrastrukturnogo kompleksa na razvitie ehkonomicheskogo prostranstva regiona [Methodological approaches to the study o f the impact o f the infrastructure complex on the development o f the economic space o f the region] Kazanskij social'no-gumanitarnyj vestnik [Kazan social and humanitarian Bulletin], 2014, No. 2(11), pp. 66-77. (In Russ.) 23. Malinovskaya N. A. Metodicheskij podhod k ocenke infrastrukturnogo kompleksa regiona [Methodical approach to the assessment o f the infrastructure complex of the region] Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo politekhnicheskogo universiteta. Ehkonomicheskie nauki [Scientific and technical sheets o f the St. Petersburg Polytechnic University. Economics], 2011, No. 4 (127), pp. 83-85. (In Russ.) 24. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon [Federal law "On education in the Russian Federation"], 2012, № . 273. (In Russ.) 25. Dymchikova I. N., Hanhasaeva E. T. Formy organizacii uchebnogo processa pri distancionnom obuchenii [Forms of organization of educational process in distance learning] Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin o f the Buryat state University], 2008, No. 1, pp. 54-57. (In Russ.) 26. Mazaev Yu. N., Makarova L. V. Distancionnoe obrazovanie: argumenty "za" i "protiv" [Distance education: arguments "for" and "against"] Social'naya politika i sociologiya [Social policy and sociology], 2015, Vol. 14, No. 6 (113), pp. 93-101. (In Russ.) 27. Devterova Z. R. Sovremennye podhody k organizacii i upravleniyu distancionnym obucheniem [Modern approaches to organization and management o f distance learning] Gumanizaciya obrazovaniya [Humanization of education], 2010, No. 1, pp. 58-63. (In Russ.) 28. Kozlov A. V., Gutman S. S., Zajchenko I. M., Rytova E. V. Kompleks regional'nyh indikatorov kak instrument formirovaniya strategii innovacionno-promyshlennogo razvitiya rajonov Krajnego Severa [A Set o f regional indicators as a tool for the formation o f the strategy o f innovative and industrial development of the Far North] Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo politekhnicheskogo universiteta. Ehkonomicheskie nauki [Scientific and technical sheets o f the St. Petersburg Polytechnic University. Economics], 2016, No. 4 (229), pp. 58-66. (In Russ.) DOI: 10.25702/KSC.2220-802X.4.2018.60.122-132 УДК 338.45 (=511.1) Е. Н. Степанова младший научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН, г. Апатиты, Россия КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ АКТИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ РОССИИ Аннотация. Северные и арктические регионы России являются территориями интенсивной промышленной деятельности, в существенной степени представленной нефтяной и газовой отраслями, которые оказывают серьезное влияние на традиционный уклад жизни и территории традиционного природопользования (ТТП) коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Компании, с одной стороны, оказывают поддержку коренному населению, вовлекая их в современную экономику, расширяя рынок труда, пополняя бюджеты различных уровней, совершенствуя материально-техническую базу, с другой — в целом не компенсируют полностью совокупный урон от своей деятельности, который представляет серьезную угрозу традиционным способам хозяйствования КМНС. В работе рассмотрены важные проблемы действующего законодательства обеспечивающего регулирование отношений коренного населения и промышленных компаний. Перечислены основные механизмы взаимодействия компаний с коренными малочисленными народами, наличие которых доказывает, что на уровне бизнеса есть понимание необходимости цивилизованных отношений с аборигенами. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz