Север и рынок. 2018, N 4.

A. V. Kozlov Doctor of Sciences (Economics), Professor Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia E. K. Tereshko Master Student Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia STRATEGIC CHART OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE MURMANSK REGION UNDER THE CONDITIONS OF ECONOMY DIGITALIZATION Abstract. The article focuses on elaborating tools for development of the educational system of the Murmansk region, which is an important part of the Russian Arctic. The proposed tools are based on the analysis of the demographic situation and computerization of the Murmansk region, the mechanism of strategic development of the educational system based on the concept of a set of regional indicators, is proposed. Four components of the strategic plan: “Regional Finances”, “Society and Market”, “Industry and Entrepreneurship”, “Education, Development and Innovations” are identified, which include targets, then subgoals and concrete measurable indicators are determined. Measurable quantitative indicators are proposed and the strategic map of the development of the educational system of the Murmansk region under the conditions of digital transformation of the economy, is built. Введение Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, представленная в Указе Президента РФ, ставит задачу трансформации существующего экономического и технологического уклада России и перехода к цифровой экономике [1]. Особое значение задача цифровой трансформации экономики имеет для районов Крайнего Севера, большинство из которых, с одной стороны, имеют серьезные социально-экономические и демографические проблемы, с другой — играют ключевую роль в обеспечении народного хозяйства страны минерально-сырьевыми ресурсами и занимают особое место с геополитической точки зрения. Социально-экономическое положение Мурманской обл. можно назвать неоднозначным. С одной стороны, регион характеризуется достаточно средним уровнем показателя валового регионального продукта на душу населения среди арктических территорий — 560,4 тыс. руб. в 2016 г. (Для сравнения: данный показатель для таких регионов Арктики, как Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, заметно больше: 5 821,6, 3 670,3 и 1 852,3 тыс. руб. соответственно [2].) В то же время анализ, выполненный рядом исследователей в работах [3-5], показывает, что Мурманская обл. — регион с наиболее диверсифицированной экономикой среди прочих территорий Арктической зоны РФ и наиболее сбалансированной структурой региональной экономики. Таким образом, можно утверждать, что область относится к промышленно развитым районам Крайнего Севера РФ. Однако в последние годы в регионе наблюдается тенденция деиндустриализации, так, согласно показателю отраслевой структуры ВРП, доля промышленного производства с 2005 г. сократилась с 42,8 до 31,7 % в 2015 г. [6]. Цифровая трансформация экономики предоставляет шанс остановить негативные процессы в экономике, компенсировать отток населения ростом производительности труда и привлечь в регион высококвалифицированные трудовые ресурсы на новые современные рабочие места. Основы цифровой экономики должны закладываться сейчас, на этапе формирования потенциала человеческих ресурсов, то есть в образовательной системе страны и каждого конкретного региона. Поэтому целью настоящего исследования явилось построение стратегической карты развития образовательной системы Мурманской обл. в условиях цифровой трансформации экономики с помощью инструмента комплекса региональных индикаторов (КРИ). Цифровая экономика и технологии трансформации существующего уклада все чаще и чаще становятся предметом внимания российских и зарубежных исследователей. Так, например, в работах [7-9] авторы рассматривают цифровую трансформацию городов, А. П. Пустовгар и В. П. Куприяновский [10, 11] занимаются цифровой трансформацией строительной сферы, авторы в работах [12-17] проводят исследования, связанные с цифровизацией социальной сферы, а работа Н. С. Нечухиной, Н. А. Полозова и Т. И. Буянова [18] посвящена цифровому переходу промышленности на новый этап развития. Таким образом, анализ работ подтверждает значительный интерес к данной тематике и, следовательно, ее актуальность. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz