Север и рынок. 2018, N 4.
развитость социальной инфраструктуры, является Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) [9]. Также распространены исследования, посвященные оценке социальной инфраструктуры с точки зрения ее влияния на экономическое развитие в целом [10-14]. Анализ публикаций показывает, что внимание исследователей в данной области научных знаний также сфокусировано и на отдельных элементах инфраструктуры и задачах государственного управления в этой сфере (см., например, работы [15-17]). В ряде работ [16-19] используется стоимостной (финансовый) подход к анализу инфраструктуры, направленный на определение и измерение инвестиционной составляющей инфраструктурного потенциала территории и существующего капитала в отдельных отраслях этой сферы, однако в данном случае уровень развития социальной инфраструктуры и эффективность ее функционирования, с точки зрения влияния на качество жизни населения, практически не рассматривается. В российской практике государственного управления также используются подходы, включающие оценку уровня развития социальной инфраструктуры. Так, в 2013 г. приказом Министерства регионального развития РФ от 9 сентября 2013 г. № 371 «в целях обеспечения принятия эффективных решений в сфере градостроительной и жилищной политики» [20] была утверждена Методика оценки качества городской среды проживания, включающая оценку городов по направлению «социальная инфраструктура». В качестве методологической основы оценки привлекательности городов использовалась методика оценки качества, заимствованная из квалиметрии, представляющая собой генеральный рейтинг с охватом городов РФ с численностью более 100 тыс. чел. населения (в результате в рейтинге рассматривалось 164 города). В качестве показателей для анализа уровня развития социальной инфраструктуры были использованы: обеспеченность учреждениями детского дошкольного образования, общеобразовательными учреждениями, врачами, больничными койками, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений. Однако данный рейтинг привлекательности российских городов был составлен единожды — в 2013 г. В последующие годы, несмотря на то, что такой подход мог быть использован органами государственной власти как инструмент оценки фактического состояния городской среды, эффективности деятельности акторов в социальной сфере, степени реализации проектов и программ, направленных на развитие объектов социальной инфраструктуры и пр., данная методика не применялась. В 2017 г. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 31 октября 2017 г. № 1494/пр была утверждена Методика определения индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации [21], в соответствии с которой индекс качества городской среды будет рассчитываться для населенных пунктов с численностью более 1 тыс. чел. населения. Отличительной особенностью этой методики является то, что при расчете индекса не используется ни один показатель, характеризующий уровень развития объектов здравоохранения и образования, расположенных на территории населенных пунктов (при этом оценка объектов жилищной сферы, культуры, искусства, спорта и др. составляющих социальной инфраструктуры в методике предусмотрена). Следует отметить, что оценке уровня развития социальной инфраструктуры в большей степени уделяется внимание в научной литературе и в исследованиях, проводимых специализированными структурами (рейтинговыми агентствами и пр.), в меньшей — в практической деятельности органов государственной власти. Наиболее распространенным подходом к исследованию развития социальной инфраструктуры в настоящее время является систематизация, которая «позволяет проследить в исследуемых социально-экономических процессах и явлениях во времени и пространстве определенный порядок, подытожить знания об их сходстве и различиях; облегчает изучение сложных территориальных социально-экономических систем, дает возможность выявить их внутренние тенденции и закономерности и провести адекватные регулятивные действия» [22]. В качестве методов используются, как правило, рейтинг или типологизация на основе интегральных индексов уровня развития социальной инфраструктуры. Набор показателей, включаемых в оценку уровня развития социальной инфраструктуры, варьируется в зависимости от задач исследования и конечных целей применения результатов такой диагностики. А в качестве «каркасного» элемента социальной инфраструктуры при проведении оценки уровня ее развития используются показатели, характеризующие развитие наиболее социально значимых объектов — здравоохранения и образования. В большинстве случаев среди базовых показателей для оценки уровня развития системы здравоохранения используются «обеспеченность больничными койками» и 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz