Север и рынок. 2018, N 3.

лиц, действий и отношений между государством и другими организациями, вовлеченными в этот процесс» [45, с. 3]. Делается вывод, что управление адаптацией тесно связано с политическими и административными традициями и практиками. Суть управления в том, что оно улучшает либо изменяет отношения ответственности. Адаптация опирается на респонсибилизацию — технику власти, которая работает путем (пере-)распределения ответственности и управления между участниками процесса. В результате принятия ответственности разрабатываются практики управления, создаются органы и структуры, распределяются обязанности по адаптации. “Governing the Uncertain” — одно из немногих зарубежных исследований, где изучается проблема управления адаптацией к изменениям климата в РФ. Один из выводов состоит в том, что в Финляндии респонсибилизация идет сверху вниз, и, в итоге, перенос ответственности на общество становится чрезмерным. В России этот процесс отличается неопределенностью, и иногда возможно даже говорить об отсутствии распределения ответственности. Проблема оценки социальных последствий климатических изменений в российской Арктике в работах отечественных ученых За прошедшее десятилетие произошло несколько важнейших для России событий в области создания базы знаний по оценке изменений климата и их последствий, а также формирования политики в этой области. В 2008 г. был опубликован первый Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации, в 2009 г. принята Климатическая доктрина РФ. На государственном уровне проблемой серьезно занялась Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Росгидромет). Сегодня базу знаний по вопросам изменениям климата в РФ и в ее Арктической зоне создают научные подразделения Росгидромета. Эта основа используется для анализа и прогноза различных, включая социальные, последствий изменения климата, учитывается при разработке документов стратегического планирования, используется как фундамент дальнейших научных разработок. Согласно последнему докладу Росгидромета об особенностях климата на территории Российской Федерации [46], в последние 30 лет (1988-2017 гг.) температура воздуха росла во всех регионах российской Арктики со средней скоростью 0,75 °С/10 лет, с наибольшей скоростью (1,65 °С/10 лет) в районе Карского моря. В районе Северного морского пути температуры быстро росли с конца 1990-х гг.; за этот период зимние температуры возросли примерно на 5 °С, летние — на 2,5 °С. Ледяной покров в Сибирских арктических морях к концу лета быстро сокращался, начиная с 1998 г., уменьшившись к 2005 г. до 200 тыс. км2. В последние 13 лет его площадь в сентябре колеблется около этого уровня, что в 7 раз меньше, чем в 1996-1998 гг. Годовые суммы осадков в 1936-2017 гг. в западной части российской Арктики увеличивались со скоростью около 3 мм/10 лет в основном в холодный период года. Тенденция к убыванию осадков в теплый период обнаруживается в азиатской части. Мощность сезонно-талого слоя росла, и, начиная с 1998 г., рост составил около 30 см. Такие значительные климатические изменения, несомненно, должны иметь не только биологические и экологические, но и социальные последствия. В 2011 г. Росгидромет опубликовал доклад «Оценка макроэкономических последствий изменения климата на территории Российской Федерации на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу» [47]. Согласно докладу, изменение климата несет для экономического развития Арктической зоны РФ возможности и риски. Подчеркивается, что для российской Арктики изменения климата имеют повышенную по сравнению с природно-экологическими значимость социальных рисков. Это объясняется сравнительно большой численностью населения АЗРФ и большим числом инфраструктурных и промышленных объектов на ее территории. Предполагается, что уменьшение ледяного покрова будет не только способствовать развитию судоходства по Северному морскому пути, но и затруднять многие виды морских операций в связи с высокой степенью изменчивости ледовой обстановки. Облегчение доступа к природным ресурсам Арктики не только откроет новые возможности для развития экономики, но и породит проблемы для окружающей среды и хозяйственной деятельности. Это представляет особую опасность за счет усиления совместного эффекта изменений климата и антропогенного загрязнения окружающей среды. В связи с облегчением доступа к ресурсам Арктики прогнозируется углубление существующих и возникновение новых межгосударственных проблем. Изменение времени ледостава и структуры льда увеличат риск для коренных народов, сокращая сроки и эффективность охоты. В докладе делается вывод, что потепление климата может привести к развитию некоторых рыбных промыслов, но районы обитания и пути миграции многих видов рыбы изменятся. Прогнозируемое усиление деградации вечной мерзлоты отрицательно скажется на строительных 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz