Север и рынок. 2018, N 3.
Зарубежные исследования экономических аспектов изменения климата, касающиеся российской Арктики, редки. Как пример можно упомянуть работу Л. Линхольдта и С. Глосмрод о перспективах добычи нефти в Арктике в контексте изменения климата [34]. Важной темой в зарубежной дискуссии о социальных последствиях изменения климата является необходимость адаптации существующего международного режима управления и регулирования в Арктике с учетом беспрецедентной скорости климатических изменений и неопределенности их последствий. Этот вопрос исследуется в работах Т. Койвурова, К. Кескитало, А. Нильссон, А.-С. Крепин, Дж. Шадиан [35-37]. Ведущие эксперты по этой теме Койвурова и Нильссон отмечают, что, хотя изменение климата часто рассматривают как движущую силу общественных трансформаций в Арктике, нет оснований считать, что климатический фактор сыграл роль в смене транснациональных отношений в Арктике и вывел циркумполярные структуры из их прежнего состояния. Напротив, приверженность существующим правовым структурам укрепилась. Изменение климата в ближайшем будущем вряд ли станет главным фактором для политических преобразований в мировой Арктике, которые исторически были связаны с доступом к ресурсам, идеологией национальной идентичности и иногда с соображениями военной безопасности. Однако есть сигналы, что необходима реформа арктическихинститутов и нужны исследования необходимости смены социально-экологического режима в циркумполярном масштабе [36]. Еще одна тема зарубежного дискурса, имеющая важнейшее практическое значение, — разработка мер по смягчению последствий и адаптации к изменению климата на национальном, региональном и местном уровнях в Арктике и управление адаптацией. Тема исследуется в большом количестве работ. В ее рамках работают Х. Амундсен, И. Бей-Ларсен, Х. Данневиг, Б. Дейл, М. Карсон, К. Кескитало, Г. Кофинас, Б. Смит, М. Теннберг, Дж. Форд, Г. К. Ховелсруд [38-41]. Проблемы адаптации нашли отражение в трех региональных докладах рабочей группы по реализации Программы арктического мониторинга и оценки (AMAP) по проекту «Adaptation Actions for a Changing Arctic» («Действия по адаптации для меняющейся Арктики»), сфокусированных на вызовах, с которыми сталкиваются жители Арктики, и на адаптационных мерах в ответ на стремительные изменения климата, ландшафта, состояния биоразнообразия и социально-экономических систем, произошедшие за последние десятилетия и ожидаемые в будущем. Доклады подготовлены по району Баренцева моря, Баффинова залива - пролива Дейвиса и району Берингова моря - Чукотского моря - моря Бофорта [42]. Доклад “Adaptation Actions for a Changing Arctic: Perspectives from the Barents Area” («Действия по адаптации для меняющейся Арктики: перспективы Баренцева региона») — AMAP 2017 [43] заключил, что адаптация идет в контексте множественных стрессоров, созданных кумулятивными последствиями изменения климата, глобализации, демографии, рыночных условий. Когда меняющиеся социально-экономические, экологические и политические условия создают комплексные вызовы для местных сообществ, средств к существованию, секторов экономики и муниципалитетов, то именно эта совокупность изменений требует адаптации и влияет на ее процессы. Потребности в адаптации, способность адаптироваться, барьеры, препятствующие этому, «встроены» в местный, региональный, национальный и международный уровни. Управление адаптацией должно учитывать все эти уровни. В докладе подчеркнута важность непрерывного получения знаний способами, которые ведут к приемлемым решениям между группами с конфликтующими интересами, - - например, необходимо получение знаний от местных и коренных сообществ. Некоторые стратегии управления адаптацией уже существуют, и нужна систематическая оценка их эффективности в сопоставлении с полученными знаниями и того, как они влияют на адаптивную мощность. Для систематической оценки процессов адаптации особенно важно использование методологии сценарного анализа. «Сценарное прогнозирование ценно для понимания неопределенности, но нужно иметь ввиду, что на разработку сценариев могут влиять существующие властные отношения, которые могут не поддерживать цели устойчивого развития» [43, с. 265]. Отмечен недостаток исследований в области развития международного законодательства по смягчению последствий изменения климата в Арктике и адаптации к ним, развитию процедур защиты прав жертв изменений климата в Арктике, адаптации для различных возрастных и социальных групп, в том числе в городах. Проблемы адаптации к изменениям климата с точки зрения управления этим процессом изучаются в работах М. Теннберг [44, 45]. В книге “Governing the Uncertain: Adaptation and Climate in Russia and Finland” («Управление неопределенностью: адаптация и климат в России и Финляндии»), 2012 г., она пишет: «В международном сотрудничестве ... государства взяли обязательства принимать меры по обеспечению адаптации к климатическим изменениям. Планирование и внедрение мер по адаптации требует широкого участия. Термин «управление» относится к множеству действующих 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz