Север и рынок. 2018, N 3.

Публикации зарубежных авторов, исследующие последствия изменений климата для здоровья населения российской Арктики, встречаются редко, как правило, в соавторстве с нашими учеными (например, [23]). При изучении рисков изменений климата для инфраструктуры в зарубежной литературе основное внимание сосредоточено на городах и поселениях [24], но изучаются и риски для отраслей [25]. Исследуются риски, связанные с эрозией берегов, оттаиванием мерзлоты и другими явлениями, вызванными изменениями климата, для зданий, дорог, водоснабжения, канализации, систем удаления отходов. Активно изучаются проблемы управления климатическими рисками на местном уровне и ведутся исследования в сотрудничестве с муниципалитетами для более глубокого анализа того, как управляются риски, и для оценки адаптационных возможностей муниципалитетов (работы Дж. Форда, Т. Белла, К. Первик [26]). Вопросам рисков, вызванных таянием вечной мерзлоты для инфраструктуры городов российской Арктики, посвящено значительное количество работ американских ученых российского происхождения Н. Шикломанова, Д. Стрелецкого и их коллег [27]. Еще одна тема, получающая внимание зарубежных исследователей в рамках исследования социальных последствий изменения климата в Арктике, — экономические вызовы и возможности, появляющиеся на местном и региональном уровнях вследствие изменений климата. Эти вопросы освещаются в работах А.-С. Крепин, Дж. Н. Ларсен, С. Петрика, К. Риеманн-Кампе, Л. Флотторп, С. Хуга, Г. Эскеланда [28-31]. Отмечается, что изменения морского льда, вечной мерзлоты и повышенная эрозия берегов влияют на арктическую экономику разного уровня и масштаба и представляют вызовы для инфраструктуры, транспорта и участия жителей в традиционной деятельности [30]. Число исследований по этой теме растет, но есть дефицит работ, документирующих и исследующих влияние климатических изменений на разные сектора арктических экономик и на экономики арктических регионов. Последствия изменений климата для арктических экономик подробно изучались в проекте Европейского союза “Arctic Climate Change, Economy and Society” («Изменение климата в Арктике, экономика и общество») — ACCESS, выполнявшемся в 2011-2015 гг. с участием более 70 ученых из разных стран [28]. Анализировались, в том числе с использованием симуляционного моделирования, последствия изменения климата для основных видов экономической деятельности в Арктике: судоходство, туризм, рыболовство, аквакультура, добыча ресурсов. Был выполнен обзор законодательства, регулирующего экономическую деятельность в Арктике, оценены системы управления с точки зрения их реакции на природный и социальный стресс и актуальности для устойчивого развития Арктики. В публикациях проекта показано, что изменение климата, вероятно, укрепит экономическую деятельность в Арктике, усилив связи в социально-эколого-экономических системах. Возможно увеличение производства морепродуктов, добычи невозобновляемых ресурсов, морских перевозок, туризма. Сокращение морского льда облегчит доступ к Северному Ледовитому океану, но может изменить волновые условия, что увеличит стоимость добычи и транспортировки на побережье. По сценарию ACCESS к 2040 г., лед отойдет так, что производство газа станет технологически эффективно в прибрежных районах европейской Арктики, но динамика цен такова, что морские нефтегазовые ресурсы не будут конкурентоспособны, и запасы на шельфе, вероятно, останутся неиспользованными [тамже]. Исследования ACCESS по морскому транспорту были посвящены разработке сценария его развития в 2040 г. [32] и анализу факторов, влияющих на транспортные расходы [33]. Сделан вывод, что развитие Северного морского пути зависит от его прибыльности по сравнению с Суэцким маршрутом, осуществимости с точки зрения инфраструктуры поддержки, возможностей систем поиска и спасения, метеорологической и океанографической поддержки. Указано, что расстояние влияет на стоимость доставки, но нужно учитывать расходы на ледоколы и повышенные затраты на топливо и страхование. Симуляционное моделирование показало, что более теплый климат может привести к значительному росту туризма в арктических регионах, особенно в России, Канаде и Нунавуте. В публикациях ACCESS подчеркивается, что процесс разработки политики в Арктике, связанной с изменением климата, должен включать традиционные и местные знания. Государственные интересы или интересы промышленных компаний не должны «перевешивать» интересы окружающей среды, коренного и местного населения [28]. При обсуждении экономических аспектов изменения климата в Арктике часто поднимается вопрос экономических рисков. Дж. Н. Ларсен отмечает, что изменение климата — элемент риска и потенциальных высоких издержек в секторах арктической экономики. Поэтому фактор изменения климата должен занимать важное место в экономических моделях, сценариях и обсуждении экономического будущего Арктики. «Как общество, мы плохо подготовлены к борьбе с рисками, связанными с изменением климата, и мы могли бы получить экономическую отдачу от инвестиций в лучшую готовность к изменениям климата» [30]. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz