Север и рынок. 2018, N 3.

Таким образом, эффективность использования существующих инвестиционных механизмов, вопросы развития отечественного инвестиционного рынка приобретают важнейшее значение в процессах территориального планирования и пространственного размещения элементов инфраструктурного комплекса арктических регионов России. Приоритетными направлениями их социально-экономического развития на перспективу ближайших 15 лет стали территориальные инфраструктурные проекты, среди которых превалирует топливно-энергетическая и транспортная специализация. Перечень федеральных планов по модернизации экономики арктических субъектов в целом находит достаточно симметричное отражение в составе перечня проектов, внесенных в региональные инвестиционные реестры и получивших наибольшую поддержку со стороны местных и региональных органов власти. Тем не менее, как было указано выше, значительная их часть пока приостановлена. В ближайшей перспективе предстоит продолжение поиска системных решений дальнейшего инициирования, удержания заявленных темпов исполнения, реализации сопутствующих мер организационной поддержки и необходимых законодательных инициатив, способных создать условия для того, чтобы в полной мере реализовать национальные стратегические и экономические интересы России в ее Арктической зоне. Литература 1. The Changing Dynamics of the Oil and Gas Industry // The Management Centre Europe - 2013: сайт. URL: https://cdn.mce.eu/eu/uploads/2016/05/Oil-and-Gas-Industry-Challenges-and-Opportunities.pdf (дата обращения: 18.11.2017). 2. Ekholm Tommi. Barents 2050 — Impacts, Opportunities and Risks of Climate Change and Climate Change Mitigation / Tommi Ekholm, Tommi J. Lindroos, Laura Sokka, Kati Koponen, Tiina Koljonen VTT Technology 316. — VTT Technical Research Centre of Finland Ltd. — November 2017. P. 76. URL: http://www.barentsinfo.fi/beac/docs/Barents_2050.pdf (дата обращения: 18.11.2017). 3. Минэнергетики РФ: на освоение арктического шельфа до 2050 года потребуется 500 миллиардов долларов. 11 окт. 2012 г. // ИА «Арктика-Инфо»: сайт. URL: http://www.arctic-info.ru/news/11-10- 2012/russian-energy-ministry--the-arctic-shelf-will-require--500-billion-by-2050/ (дата обращения: 10.12.2017). 4. Северные территории в общероссийском, региональном, муниципальном пространстве / под науч. ред. д. э. н. Т. П. Скуфьиной. Апатиты: КНЦ РАН, 2012. 121 с. 5. Шумаев В. А., Манушина А. П., Владимиров А. П. Развитие Арктики, логистики, транспорта и инфраструктуры // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5 (70). С. 966-969. 6. Особенности и сценарии социально-экономического развития современного Севера России / науч. ред. Т. П. Скуфьина. М.: Экономика, 2010. 238 с. 7. Голубева Е. А. Перспективы развития транспортной инфраструктуры в Арктике // История и перспективы развития транспорта на Севере России. 2017. Т. 1, № 1. С. 134-138. 8. Фролов И. Э. Освоение российской зоны Арктики: проблемы воссоздания транспортной и военной инфраструктур // Проблемы прогнозирования. 2015. № 6 (153). С. 67-74. 9. Григорьев Г. А. Что мешает «разморозить» шельфовые проекты? // Деловой журнал Neftegaz.RU. 2014. № 1-2. С. 54-59. 10.Bronshtein Iurii. Barents Euro-Arctic Region and its Management System // Economics. 2016. No. 4 (13). P. 68-71. 11. Выступление Министра иностранных дел России С. В. Лаврова на 16-й министерской сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона. 19 окт. 2017 г. // Сайт Министерства иностранных дел России. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2912235 (дата обращения: 27.03.2018). 12.Berner A. Study on the Arctic Rail Line Completed: Kirkenes Routing to Be Examined Further // Press release on the Website of the Finnish Ministry of Transport and Communications. March, 9. 2017. URL: https://www.lvm.fl/en/-/study-on-t:he-arctic-rail-line-completed-kirkenes-routing-to-be-examined-further-968073 (дата обращения: 18.11.2017). 13.Краснопольский Б. Х. Инфраструктура Арктики: новые вызовы, новые подходы и решения / Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения 2016: мат-лы VIII Междунар. науч.-практич. конф. (Апатиты, 14-16 апреля 2016 г.) / под общ. ред. Е. П. Башмаковой, Е. Е. Торопушиной. Апатиты: ИЭП КНЦ РАН, 2016. 690 с. С. 80-85. 14.Матвиишин Д. А. Пространственная организация арктической системы коммуникаций // Современные аспекты экономики. 2015. № 12 (220). С. 99-107. 15.Смирнова О. О., Липина С. А., Бочарова Л. К. Особые режимы хозяйственной деятельности: перспективы применения в Арктической зоне Российской Федерации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8, № 3. С. 357-367. 16.Третья волна освоения. 30 марта 2017 г. // Сетевое издание «Эксперт Online». URL http://expert.ru/ 2017/03/30/arktika-tretya-volna-osvoeniya (дата обращения: 10.10.2017). 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz