Север и рынок. 2018, N 3.
Таблица 1 Потребность в финансовом обеспечении транспортных и энергетических инвестиционных проектов субъектов в составе АЗРФ на период до 2025 г., млн руб. Транспортные Энергетические количество сумма инвест. количество сумма инвест. ЯНАО 5 474036 17 2885908 ЧукотскийАО 42 51077 4 538 Архангельская область 9 7240 9 42429 Мурманская область 2 27001 2 4914 НенецкийАО 11 522551 14 592425 РеспубликаКарелия 6 18431 18 72807 РеспубликаКоми, 3 336033 7 3019 в т. ч. МОГО«Воркута» - - 2 533 Всего 78 1436370 73 3602573 Примечание. Реестры инвестиционных проектов субъектов Федерации, вошедших состав Арктической зоны РФ. Расчеты автора. Высокая потребность в подобного рода проектах далеко не всегда подкреплена соответствующими инвестиционными возможностями, реализацией необходимых мероприятий по привлечению инвесторов, росту инвестиционной привлекательности территории. Несмотря на грандиозный масштаб заявленных намерений, существуют серьезные трудности с решением основных вопросов, связанных с поиском необходимого заемного финансирования, предоставлением и исполнением финансовых гарантий, качеством обеспечения инвестиционных процессов. Уровень фактического покрытия финансированием заявленных проектов значительно отличается от ожидаемых плановых показателей, что вынуждает участников (инициаторов) переносить сроки их реализации, пересматривать очередность исполнения. Около 70 % всех проектов, заявленных к реализации на предыдущий 2017 г., пока так и остались на этапе подготовительных работ. Так, например, из 9 приоритетных транспортных проектов в арктических и приарктических районах Архангельской области (общая сумма инвестиций около 42,4 млрд руб.) на этап строительства вышли 2 проекта, в которые за последние три года было направлено около 4,5 млрд руб. В Чукотском АО из 42 проектов по развитию транспортно-дорожной сети, планируемых к исполнению в период 2018-2020 гг., более половины приостановлены на этапе проектирования и поиска источников финансирования. Поиск инвесторов и проблемы привлечения дополнительных финансовых средств стали одной из основных причин задержки исполнения приоритетных проектов в республике Карелия, где покрытие потребности в инвестиционных затратах фактическим финансированием не превышает 40 %. Наилучшие показатели реализации приоритетных инвестиционных проектов помимо Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов имеет Мурманская область, где из 4 приоритетных инвестпроектов, заявленных в региональном реестре к реализации в транспортно-энергетической сфере, все вошли в стадию строительства [17]. В таблице 2 демонстрируются перспективные направления развития и модернизации территориальной инфраструктуры в российской Арктической зоне. В качестве ведущей специализации территориальных проектов с топливно-энергетической тематикой лидируют разработки крупнейших отечественных нефтегазовых компаний, связанных с вовлечением в промышленную эксплуатацию новых нефтегазоносных районов в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, расширением добычи на арктическом шельфе (в основном на шельфовых месторождениях Баренцева и Карского морей). На протяжении длительного времени ведется активное продвижение планов развертывания в российской Арктике объектов локального энергетического производства [18, 19]. После завершения очередного этапа реализации проекта «Ямал СПГ» (ввода в действие второй и третьей очереди завода по сжижению газа, август-сентябрь 2018 — первое полугодие 2019 г.), одними из наиболее интересных приарктических проектов в энергетике станут планы развертывания предприятий нефтепереработки в Республике Карелия (инициаторы: АО «Корпорация развития Республики Карелия», ООО «АСТАЛ Карельский», ООО «Инновационная промышленная группа» и др.). Там продолжается подготовка к реализации проекта строительства модульного завода по производству сжиженного газа (проект ЗАО «Криогаз», на конец 2017 г. выполнен необходимый объем предпроектных исследований, выделен участок для проведения будущих строительных работ) [20]. К числу уникальных инвестиционных проектов, вступающих в завершающую фазу практического развертывания, о которых, безусловно, необходимо 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz