Север и рынок. 2018, N 3.
соответствующих инвестиционных планов. Здесь будут созданы новые элементы соответствующей территориальной, а также и пространственной инфраструктуры [13, 14]. Важнейшим периодом становления базы инфраструктурного комплекса российских арктических территорий станут ближайшие 15 лет. Реализация первых этапов формирования его новых элементов должна быть завершена уже к 2020 г. На уровне субъектов ведутся активные приготовления к осуществлению собственных планов модернизации территориальной дорожно-транспортной, логистической и энергетической инфраструктуры. Вносятся необходимые изменения в локальное нормативно-правовое поле. Разрабатываются новые организационные механизмы и формы государственной поддержки инвестиционной деятельности. Так, например, в одном из опорных регионов развития Арктической зоны России — Мурманской области — с 2016 г. применяются новые формы государственной поддержки при реализации крупных инвестиционных проектов в транспортно-логистической сфере. Три проекта («Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений» ООО «Кольская верфь», «Териберский производственный кластер» ООО «Териберка Финанс», «Региональный распределительный центр» АО «Тандер») получили земельные участки в аренду без проведения торгов. Для этого, во избежание противоречий с положениями федерального Земельного Кодекса, региональное законодательство Мурманской области было изменено1. Аналогичные законотворческие инициативы по «адаптации» региональных законов, регулирующих сферу инвестиционной деятельности, к требованиям федерального законодательства, были предприняты и в других арктических субъектах РФ. В рамках этих инициатив введены новые категории инвестиционных проектов — значимые, масштабные, приоритетные и стратегические; установлены критерии и регламенты отнесения инвестиционных проектов к этим категориям; учтены особенности их правоприменения на территориях с особым режимом хозяйственной деятельности2. Если говорить о возможностях комплексного достижения целей масштабных проектов в Арктике, необходимо учитывать наличие заинтересованности в их исполнении как федеральных, так и представителей органов власти субъектов Федерации, местного самоуправления, частных инвесторов. Продолжается формирование общего совместного видения о приоритетности решения тех или иных вопросов развития территориальной инфраструктуры, идут процессы выстраивания очередности проектов, корректировки сроков инвестиционных циклов. Важнейшее значение при этом имеет представление о «цене вопроса». С этой точки зрения научный интерес представляют оценки общей финансовой потребности арктических субъектов в реализации подобного рода проектов, поддержанных на местном и региональном уровне. В таблице 1 приведены данные о региональных проектах, внесенных в инвестиционные реестры субъектов РФ, с присвоением им соответствующего статуса. По состоянию на 2017 г. в общий портфель проектов со специализацией в сфере развития транспортно-логистического и топливно-энергетического комплексов вошел 151 проект с плановыми сроками реализации до 2025 г. Разработка и особенности их исполнения имеют и межотраслевой, и межрегиональный характер. Специализация проектов существенно различается в зависимости от региональной привязки. И хотя общее количество «транспортных» и «энергетических» примерно совпадает, соотношение их финансового обеспечения значительно отличаются в пользу последних. Проекты с наивысшей инвестиционной емкостью, рассчитанные на длительные сроки реализации, заявлены в Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах. Эти регионы с большим отрывом лидирует по показателям привлекаемых инвестиционных потоков как в сфере энергетики, так и в сфере проектов транспортной направленности. Значительное количество достаточно крупных проектов со смешанным финансированием получили поддержку в республиках Коми и Карелия. Общая потребность арктических регионов в инвестировании проектов транспортно-энергетической тематики на период до 2025 г. достигает размера свыше 5 трлн руб., что, в целом, соизмеримо с уже имеющимися экспертными оценками [16]. 124 декабря 2015 г. принят Закон Мурманской области № 1949-01-ЗМ0 «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов». В немустановлены региональные критерии оказания мер соответствующей государственной поддержки. 2Подробнее см., например, [15]. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz