Север и рынок. 2018, N 3.

экономически развитом межрегиональном интеграционном объединении - - Баренцевом Евро-Арктическом Регионе (БЕАР) - - новых межстрановых институциональных механизмов координации ведения приграничной хозяйственной деятельности. В рамках структуры его управления созданы и функционируют межрегиональный Баренцев Региональный Совет (БРС), а также межправительственный Совет Баренцева Евро-Арктического региона (СБЕР). Входящие в их состав объединенные региональные группы по энергетике, транспорту и логистике, а также Руководящий Комитет по Баренцевой Евро-Арктической Транспортной Зоне (БЕАТА) решают вопросы межгосударственного сотрудничества в указанных сферах [10]. В период с 2015 по 2017 гг. право председательствования в СБЕР после Финляндии получила Российская Федерация. На министерских сессиях Совета Министр иностранных дел России Сергей Лавров неоднократно заявлял о том, что Россия со своей стороны будет оказывать режим наибольшего благоприятствования совместным проектам развития транспортных систем и защиты окружающей среды, что дало определенные результаты. В рамках разработки Совместного транспортного плана, предусматривающего формирование в Баренцевом регионе 16 трансграничных коридоров железнодорожного, автомобильного и морского видов сообщения, предполагалось прохождение 7 из них по территории Российской Федерации [11]. Наибольшую известность в этот период получило активное информационное продвижение проекта трансграничного транспортного коридора «Рованиеми - Киркенес» (известный также, как часть проекта «Арктический коридор»), который способен напрямую соединить индустриальные и промышленные центры континентальной, северной и арктической Европы. По оценкам, полученным совместной исследовательской группой из Норвегии и Финляндии (доклад по проекту был подготовлен Агентством транспорта Финляндии и норвежской государственной компанией Bane NOR), общая стоимость его реализации может достигнуть 2,9 млрд евро [12]. До 2017 г. в качестве возможной конечной точки выхода на побережье Северного Ледовитого океана, наряду с норвежскими портами Тромсё и Нарвик, предлагался российский Мурманск. Однако сейчас такой альтернативный вариант его маршрута активно не рассматривается. На федеральном уровне документы стратегического планирования развитием арктических территорий России учитывают ряд экономических факторов, представляющих собой наибольшую угрозу инвестиционной привлекательности проектов в региональной транспортной и энергетической сфере: неразвитость базовой транспортной и энергетической сети, ее низкий технологический уровень, высокий износ основных фондов. В рамках разработанной Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. поставлены задачи обеспечения комплексного социально-экономического развития Арктической зоны России. В числе приоритетных предусмотрено выполнение работ по модернизации и развитию инфраструктуры арктической транспортной системы, которые будут финансироваться с привлечением средств федерального бюджета. Основными механизмами реализации Стратегии стали меры, разработанные и принятые в рамках Государственной Программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», а также в соответствующих разделах территориальных и отраслевых стратегий, учитывающих возможности по осуществлению мер комплексного развития Арктической зоны. Пока горизонт государственного планирования территориальным развитием Арктики ограничен временным периодом до 2025 г. За это время из федерального бюджета на реализацию всех арктических проектов планируется направить 144 млрд руб. В 2016 г. Министерством экономического развития по поручению федерального Правительства был сформирован перечень из 145 приоритетных стратегических проектов, которые должны быть реализованы на территории субъектов Арктической зоны РФ. Позиция Министерства относительно установления общей специализации этого списка заключается в разделении всех проектов по отдельным группам с выраженной отраслевой тематикой. Согласно выполненной им классификации транспортное и энергетическое направление в совокупности представлено 33 проектами, что составляет порядка четверти от общего числа. Наибольшую представительность получило направление, связанное с проектами по добыче и переработке полезных ископаемых — 56 проектов (почти 39 %), куда также вошли комплексные межотраслевые проекты, предусматривающие в числе основных задач развитие территориальной транспортно-энергетической инфраструктуры, например «Ямал СПГ», освоение нефтяного месторождения Приразломное и др. Сформированный на федеральном уровне перечень приоритетных инвестиционных проектов позволяет утверждать, что транспортно-энергетическая специализация арктических регионов России является одной из определяющих видов их экономической деятельности. Почти половина (46 %) из общего числа комплексных приоритетных проектов, направленных на развитие территориальной инфраструктуры в Арктике, будут реализованы в четырех субъектах: Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, Мурманской и Архангельской областях. Эти территории в ближайшее десятилетие покажут наилучшие результаты при исполнении 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz