Север и рынок. 2018, N 3.
За последнее десятилетие позиция высших представителей федеральных органов власти России по отношению к проблеме развития арктических территорий остается неизменной - - важнейшие инвестиционные проекты в Арктической зоне России (АЗРФ) были и будут направлены на освоение ее природных богатств, масштабное вовлечение в хозяйственный оборот крупнейших месторождений полезных ископаемых, расположенных здесь. В перспективе прежде всего будут реализованы те проекты, которые поддерживают и еще больше расширяют остающуюся в числе основных топливно-энергетическую специализацию отечественной экономики. На нынешнем этапе развития ведущих мировых рынков научные прогнозы предусматривают наступление пика добычи углеводородного сырья в Арктике к 2050 г., где к этому времени будут извлекаться и тем или иным образом вовлечены в глобальное энергетическое производство около трети общемировой добычи всех видов ископаемых топливных ресурсов. Столь высокие показатели могут быть достигнуты при условии длительного установления благоприятной ценовой конъюнктуры и устойчивого уровня спроса на нефть и газ со стороны стран, характеризующихся наивысшим энергетическим потреблением [1, 2]. По оценкам отечественных экспертов, уже в 2035 г. более половины добычи нефти и газа в России переместится с действующих нефтегазовых провинций на новые месторождения, основные запасы которых будут представлены в ее Арктической зоне. Вплоть до 2050 г. разработка и реализация арктических топливно-энергетических проектов, а также непосредственно связанных с ними планов транспортного освоения арктических территорий и акваторий станут приоритетной сферой национальных стратегических интересов [3]. Процессам формирования обслуживающей хозяйственную деятельность локальной территориальной инфраструктуры в таких промышленных районах уделяется повышенное внимание [4]. Несмотря на то что в действующих документах территориального планирования субъектов РФ в составе ее Арктической зоны отслеживается наличие некой вспомогательной роли, присвоенной региональным транспортным подсистемам, в процессах пространственного размещения нового «арктического» производства необходимо подчеркнуть важнейшую связь и приоритет опережающего развития инвестиционных процессов в транспортном комплексе. На протяжении длительного времени, еще с 1980-х гг. в нашей стране велась подготовка к осуществлению очередной стадии модернизации существующей транспортной сети арктических территорий [5]. На современной историческом этапе, начиная с середины 2000-х гг. интенсивность проведения этой работы по сравнению с предыдущим десятилетним периодом значительно возросла [6]. С 2010 г. началась активная фаза инициации, по завершении которой поддержку получили крупнейшие арктические транспортные проекты: «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», «Северный широтный ход», «Железнодорожная магистраль «Белкомур»», «Глубоководный район Архангельского морского порта» и др. [7]. Параллельно с формированием новых опорных элементов транспортной сети, строительством и реконструкцией портовых объектов активно восстанавливается военная инфраструктура, призванная обеспечить безопасность доступа к ним, а также снижения геополитических рисков ведения отечественными компании здесь своей хозяйственной деятельности [8]. Таким образом, разработка и реализация транспортных проектов в Арктике стала необходимым условием, предваряющим процессы расширения здесь сети территориальной промышленной инфраструктуры национального топливно-энергетического сектора. Формирование новых меридиональных транспортных коридоров, встраивание связанных с ними элементов региональных энергетических подсистем способно и должно стать значимым этапом в преодолении одного из основных факторов сдерживания прироста добычи углеводородного сырья на арктическом континентальном шельфе - - отсутствие элементов инфраструктуры обеспечения. В этих условиях логистика в сфере транспортно-производственного обеспечения добычи, по мнению представителей ряда профильных научных организаций, например Всероссийского нефтяного научно-исследовательского геологоразведочного института (ВНИГРИ), предопределяет необходимость первоочередного освоения ресурсов на территории Ямало-Ненецкого АО [9]. Необходимость совместного доступа и ведения важнейших видов хозяйственной деятельности в спорных районах Северного Ледовитого океана диктует безальтернативность характера коллегиального разрешения вопросов развития собственной опорной транспортной инфраструктуры странами, имеющими здесь общие морские и сухопутные границы. Важнейшим принципом взаимодействия приарктических государств при наращивании ими научно-технологической кооперации и транспортно-коммуникационных возможностей для доступа к новым регионам добычи полезных ископаемых в Арктике, прежде всего углеводородного сырья, стал принцип учета обоюдных интересов. Одним из знаковых исторических этапов становления системы баланса национальных интересов и международного права в мировом арктическом регионе стало появление в наиболее 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz