Север и рынок. 2018, N 3.
Россия сохраняет свою принадлежность к группе государств, которые, располагая значительными запасами собственных минеральных ресурсов, тем не менее, экспортируют существенные объемы добытых минеральных ресурсов в необработанном виде. Особенностью природно-ресурсного потенциала России является его крупномасштабность и комплексность. Наряду с разнообразием природных ресурсов имеют место значительные запасы, объемы добычи и иного использования отдельных видов минерального сырья. Если рассматривать комплексное использование сырья, то полнота (уровень сквозного извлечения всех полезных компонентов, находящихся в минеральном сырье, в реализуемые виды продукции) не является критерием для экономической оценки как эффекта, так и эффективности разработки месторождения полезных ископаемых. Государство и хозяйствующие субъекты должны быть заинтересованы в полноте извлечения всех полезных компонентов, находящихся в сырье. Значительная часть проблем вызвана недостатками не столько законодательства о налогах и сборах, сколько законодательства о пользовании недрами, как, например, проблемы толкования основополагающих понятий, используемых при налогообложении недропользования, вопросы лицензирования добычи полезных ископаемых, разработки техногенных месторождений. Решение проблемы комплексного использования минерального сырья в настоящем исследовании представлено на основе совершенствования действующей системы налогообложения. За многолетнюю историю развития горной промышленности России на территории страны накоплены огромные объемы технологических потерь, полученных при добыче и комплексной переработке минерального сырья. Применявшиеся технологии извлечения полезных компонентов не позволяли извлекать из исходного минерального сырья содержащиеся в нем полезные компоненты на уровне возможностей настоящего времени. На данном этапе развития новых технологий техногенные месторождений представляют потенциальный экономический интерес на предмет получения из них продукции. Более того, содержание полезных компонентов в таких месторождениях может превышать таковое в разрабатываемых природных месторождениях. Повышение комплексности использования минерального сырья посредством разработки экономических мер государственного регулирования, направленных на стимулирование недродопользования, заключается в определении оптимальных адвалорных ставок налога на добычу полезных ископаемых, при которых обеспечивается рентабельность инвестиционного проекта организации, осуществляющей разработку техногенных месторождений. Представленная методология определения налоговых ставок по НДПИ может быть использована при разработке направлений развития налоговой системы РФ, а также при реализации региональных инвестиционных проектов, направленных на разработку, в первую очередь, техногенных месторождений по отдельному лицензированию. В силу недостаточности знаний научное сообщество не может сразу найти наиболее рациональное, правильное решение и, вероятно, только постепенно может приближаться к нему по мере накопления знаний в соответствующей области, в том числе на основе выдвижения научной гипотезы, теории и постоянного их уточнения и развития. Для того чтобы на базе предложенной методологии построить экономико-математическую модель для всех техногенных месторождений России, необходимо провести статистический анализ и построить доверительные интервалы, нужны все данные о техногенных месторождениях России, которыми в настоящее время в полном объеме не располагает Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Решение проблемы налогообложения при добыче и комплексной переработке минерального сырья, включая вовлечение в переработку техногенных месторождений, позволит получать не только дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней, но и существенно уменьшать масштабы вредных воздействий на окружающую среду. 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz