Север и рынок. 2018, N 3.
Рентное налогообложение для твердых полезных ископаемых не в полной мере выделено в системообразующее направление налоговой системы России, при этом следует отметить, что рентное налогообложение является одним из основных направлений налогообложения природных ресурсов. В настоящее время отсутствует системный подход как к налогообложению организаций, осуществляющих добычу и комплексную переработку минерального сырья, так и стимулированию комплексной переработки минерального сырья, построенный на государственном учете промышленных запасов твердых полезных ископаемых; добыче полезных ископаемых с учетом потерь полезных компонентов; комплексной переработке минерального сырья; создании добавленной стоимости в структуре комплексных производств; реализации готовой продукции; переработке потерь собственного производства организациями; вовлечении в переработку техногенного минерального сырья по отдельной лицензии на право пользования недрами; постановке на государственный учет запасов техногенного сырья. С истощением промышленных запасов богатых руд в недрах обнаруживается, что содержание полезных компонентов во вторичных минеральных ресурсах может превышать их содержание в природных месторождениях. В результате, техногенные минеральные ресурсы начали представлять экономический интерес с точки зрения извлечения полезных компонентов в готовую продукцию и, соответственно, налогообложения. Учитывая, что ранее, когда такие месторождения были природными, налог на добычу полезных ископаемых был уплачен недропользователем, но когда потери природных месторождений являются вторичным минеральным сырьем по отдельному лицензированию, то вторичное минеральное сырье облагается НДПИ в общеустановленном порядке. В целях вовлечения в переработку вторичного минерального сырья возникает необходимость определения дифференцированных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых. В настоящее время научно не разработана методология определения дифференцированных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых и налогового потенциала при налогообложении организаций, реализующих инвестиционные проекты, направленные на добычу и комплексную переработку твердого минерального сырья, которая определяла бы сочетание интересов государства и недропользователя. Введение дифференцированных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых для каждого полезного компонента, находящегося в минеральном сырье, позволит вовлекать в переработку месторождения с низкой внутренней нормой доходности по инвестиционным проектам при государственной поддержке реализации последних. Для использования механизма определения дифференцированных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых необходимо сформировать кадастр техногенных месторождений. В настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии России не сформирован кадастр техногенных месторождений, отсутствуют методические рекомендации по его формированию. Решение проблемы увеличения доходной части бюджета посредством повышения уровня добычи и повышения эффективности комплексной переработки минерального сырья, включая поиск дополнительных источников налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, обусловленный вовлечением в переработку техногенных минеральных ресурсов, должно базироваться на разработке методологии налогообложения организаций при добыче и комплексной переработке минерального сырья, включая вовлечение в комплексную переработку вторичных минеральных ресурсов. До настоящего времени определение дифференцированных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых и налогового потенциала по налогу на добычу полезных ископаемых для полезных ископаемых, извлеченных из природных и техногенных месторождений, не осуществлялось при помощи постановки математической задачи оптимизации, решение которой позволяло бы определить дифференцированные адвалорные ставки по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче полезных ископаемых, для стимулирования разработки природных и техногенных месторождений твердых полезных ископаемых, а также рассмотрения вариантов государственной поддержки в целях разработки техногенных месторождений твердых полезных ископаемых. Выбор эффективных инструментов налогообложения минерально-сырьевого комплекса основан на специфике функционирования минерально-сырьевого комплекса, а также потребностей потенциальных инвесторов и критериев принятия решений при разработке природных и техногенных месторождений на основании ключевых показателей эффективности комплексной переработки минерального сырья и основных показателей инвестиционных проектов по разработке месторождений полезных ископаемых (внутренней нормы доходности и дисконтированных денежных потоков). За многолетнюю историю развития горной промышленности России на территории страны накоплены огромные объемы отходов добычи и переработки минерального сырья. Применявшиеся 50-100 лет назад технологии извлечения не позволяли добыть из исходного минерального сырья все содержащиеся в нем полезные компоненты, как это возможно в настоящее времени. 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz