Север и рынок. 2018, N 3.

Эффективные организационно-экономические решения при освоении шельфа С целью эффективного и безопасного освоения арктических шельфовых месторождений необходимо решать комплексную задачу. Во-первых, необходима разработка эффективной политики стратегического управления нефтегазовым комплексом, во-вторых, крайне важным является создание условий для привлечения частного капитала и ресурсов, способных реализовывать на высоком технологическом и социальном уровне процесс их освоения. Большинство прогрессивных промышленных компаний в развитых странах, как показывает мировой опыт, стремится к консолидации экономической деятельности. Стоит отметить, что потребности и интересы, которые не имеют консолидированного выражения, имеют гораздо меньше возможностей в отношении собственной защиты. Интеграция по экономическим интересам, промышленная кооперация и совместная реализация проектов являются целями создания различных союзов и ассоциаций. В контексте вовлечения предприятий в качестве поставщиков в реализацию нефтегазовых проектов под объединением экономических, промышленных и организационных интересов понимается создание и развитие на территории нового добывающего региона нефтегазового кластера (территориально-производственных комплексов) [22, 23]. Интеграционные процессы, возникающие при создании производственного кластера, способствуют повышению компетенции предприятий, участвующих в реализации проектов, диверсификации производств на крупнейших предприятиях региона [24]. Одним из первых примеров создания подобных структур является регистрация в 2006 г. некоммерческой организации «Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности “Мурманшельф”», объединяющей сегодня более 230 предприятий и организаций, желающих участвовать в реализации нефтегазовых проектов на Арктическом шельфе. Примечательно, что одним из учредителей Ассоциации выступило ПравительствоМурманской области, которое активно содействовало созданиюэтой организации. На сегодняшний день Ассоциация объединяет операторов проектов, генеральных подрядчиков, нефтесервисные, строительные, транспортные, судоремонтные, логистические, машиностроительные предприятия, а также образовательные, научные и исследовательские учреждения России. Для эффективного использования производственных и финансовых возможностей строительных компаний региона в 2008 г. создан консорциум «Мурманшельф строительство». Наряду с этим в 2009 г. на территории Мурманской области создан Консорциум «Мурманшельф Логистика» [14, 16]. Подобные интегрированные экономические структуры открывают уникальные возможности для объединения с широким кругом партнеров, включая клиентов, поставщиков, конкурентов, представителей государства, позволяют преодолевать барьеры между фирмами с различным стилем ведения бизнеса. Создание экономически интегрированных структур упрощает доступ на другие рынки, уменьшая барьеры на этом пути, повышая уровень конкуренции и принося выгоду всем партнерам экономического объединения. Очевидно, что по мере увеличения числа предприятий (в том числе из других регионов и государств), участвующих в процессе освоения арктических месторождений, границы кластера могут расшириться до уровня Северо-Западного региона. Таким образом, для максимально полного использования промышленного потенциала региональных предприятий необходима их экономическая интеграция и дальнейшая трансформация в морской нефтегазовый кластер. Создание подобного рода структур — кластеров — также является одним из наиболее эффективных инструментов гармонизации взаимоотношений между государством и бизнесом. Подобные организации являются формой поддержки компаний всех уровней, в значительной мере способствуя повышению эффективности работы, жизненного уровня населения, конкурентоспособности продукции, достижению финансовой стабильности, продвижению на международные рынки отечественных компаний, а также соответствию качества производимой продукции до стандартов мирового уровня. Взаимоотношения государства и нефтегазового бизнеса должны основываться на государственно-частном партнерстве (ГЧП), базирующемся на взаимной заинтересованности в успешности деятельности этого сектора экономики и его финансовой устойчивости. С этой целью государство будет осуществлять гибкую налоговую и таможенную политику, учитывающую как конъюнктуру мирового рынка, так и складывающиеся условия формирования инвестиций для воспроизводства производственного потенциала в сфере нефтедобычи, нефтепереработки и транспорта нефти и нефтепродуктов. В настоящее время в России в условиях устойчивого экономического роста отмечается готовность и способность государства инвестировать значительные бюджетные средства в развитие инфраструктуры и производства, в том числе в нефтегазовом комплексе. Вместе с тем, потребность в инвестициях значительно превышает бюджетные возможности, что требует привлечения ресурсов частного сектора [25]. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz