Север и рынок. 2018, N 3.

Организация оптимальной логистической схемы снабжения Арктики является одной из приоритетных задач для администраций арктических регионов. Ключевым элементом данной системы является выбор поставщика топливно-энергетических ресурсов на конкурсной основе. Нужно также отметить, что проблемы снабжения данных регионов являются составляющей единого комплекса проблем, связанных с функционированием Северного морского пути. Зарубежный опыт снижения рисков при освоении углеводородных ресурсов В мировой практике разработки шельфов для снижения рисков часто используется принцип «одного окна», реализуемый через специальную государственную организацию. Ее участие в процессе освоения шельфа позволяет успешно вести переговоры с потенциальными потребителями и координировать сбыт продукции от всех шельфовых проектов на взаимовыгодной для всех инвесторов основе. Кроме того, такая организация или компания берет на себя все проблемы по взаимодействию инвесторов с органами исполнительной и законодательной государственной власти, и посредством ее участия в процессе подготовки и реализации проектов освоения шельфа снижаются сроки согласований и скрытые издержки. Помимо выполнения организационных функций, специальная компания может нести расходы по проекту, то есть быть полноценным инвестором. Существуют различные схемы участия такой компании в шельфовых проектах. Так, если госкомпания несет часть затрат на геолого-разведочные работы, то снимаются геологические риски, а значит, государство может требовать большую долю участия в проекте или прибыли при ее разделе, когда же государственная компания не вкладывает собственных средств, инвестор требует большую отдачу на вложенный капитал. Каждая страна вырабатывает свои правила с учетом специфики освоения шельфа. Так, в Бразилии, где самый низкий в мире коэффициент коммерческого успеха, основную часть геологических рисков при освоении шельфа берет на себя государственная компания Petrobras: она проводит геологическое изучение за счет государства и предоставляет геологическую информацию инвесторам, действующим на основании договоров подряда. В Великобритании для шельфа характерны высокая степень изученности, низкие перспективы коммерческих открытий, развитая инфраструктура; шельф находится на этапе падающей добычи. Поэтому государственное регулирование направлено на стимулирование ГРР и разработку мелких месторождений. Инструмент государственной компании здесь не применяется. В Китае субъектом государственного регулирования процесса освоения шельфа выступает «Китайская национальная нефтегазовая компания» ^NOGC), которая участвует в каждом соглашении о разделе продукции (СРП), а также собственными силами проводит ГРР и разработку месторождений. В Норвегии для осуществления государством административного управления в 1972 г. был создан Норвежский нефтяной директорат, а в целях осуществления коммерческой деятельности на шельфе в интересах государства — компания Statoil. Надо сказать, участие государства в освоении шельфа имеет четкую закономерность. На начальном этапе, то есть когда шельф мало изучен, отсутствуют транспортная инфраструктура и технологии, — подавляющее число государств создает специализированную национальную компанию, она принимает участие на всех этапах подготовки и реализации проектов. Впоследствии, по мере развития добычи, госкомпании постепенно теряют часть своих полномочий и приватизируются. Опыт ведущих нефтегазовых держав, в частности Норвегии, показывает, что при освоении прибрежного шельфа нефтегазовый сектор открывает большие возможности для развития региональной промышленности, создания новых рабочих мест и роста уровня жизни. Так, один из мировых лидеров в освоении морских месторождений — норвежская компания Statoil — с момента своего создания стала активно вовлекать местный бизнес в процесс реализации крупномасштабных проектов по освоению месторождений нефти и газа у берегов Норвегии. Это способствовало ускорению социально-экономического развития территорий, в пределах которых действовала компания Statoil [20]. Из мировой практики известно, что при реализации крупных нефтегазовых проектов до 80 % работ приходится на долю поставщиков для нефтегазовой промышленности. Такими поставщиками являются сервисные компании, крупные металлообрабатывающие, строительные, транспортные и другие поставщики оборудования и материалов, металлоконструкций, а также научные и образовательные учреждения, являющиеся представителями различных отраслей промышленности в целом [21]. Важно, что именно в промышленности создается основной объем валового внутреннего продукта, а также факт того, что именно промышленность определяет технический уровень других отраслей народного хозяйства и социальной сферы, и, следовательно, положительная динамика промышленности предопределяет все состояние общественного развития региона. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz