Север и рынок. 2018, N 3.
Важно отметить, что в соответствии со статистическими данными основное число случаев со смертельным исходом происходит именно при ротации персонала к местам проведения работ, а не при реализации процессов по добыче углеводородов. Именно поэтому вопросы охраны труда и техники безопасности имеют столь большое значение [15]. Проанализируем основные риски, имеющие место при реализации нефтегазовых проектов, и их влияние на экономическую эффективность проектов [16, 17]. Так, геологические риски возникают при проведении геолого-разведочных работ и обусловлены недостаточной изученностью шельфа, а также высокими затратами на проведение бурения. Данные риски проявляются в отсутствии нефтегазоносности и неподтверждении запасов. Для их снижения возможно применение следующих экономических инструментов: перераспределение финансовых затрат недропользователя на экономическую выгоду от другой деятельности, уменьшение налоговой нагрузки на всю величину затрат, понесенных при проведении геолого-разведочных работ. Кроме того, могут быть созданы консорциумы из нескольких инвесторов, что существенно снизит затраты и риски этапа ГРР для каждого отдельного инвестора. В отдельных случаях государство может взять на себя большую часть геологических рисков путем финансирования ГРР [18]. Этапу разработки присущи также высокие экономические риски, связанные с высокими капиталоемкостью и длительностью реализации проектов освоения шельфа [18]. Так, даже незначительный рост затрат может привести к существенному увеличению сроков окупаемости и снижению отдачи на вложенный капитал. С целью уменьшения экономических рисков в мировой практике применяются договорные отношения между инвестором и государством, в которых исключается влияние изменений действующей налоговой системы на экономические результаты проекта. Кроме того, применяются рентные налоги, привязанные к сверхдоходам и показателям эффективности, позволяющие уменьшить налоговое бремя в период падения цен и способствующие достижению требуемой отдачи на вложенный капитал. Для целей распределения рисков между инвесторами на этапе разработки месторождений также создаются консорциумы. Технологические и транспортные риски этапа разработки присущи шельфу северных морей и определяются сложностью, а иногда и отсутствием технологий, высокой вероятностью отказа оборудования (особенно в арктических условиях), отсутствием опыта транспортировки углеводородов в значительных объемах, дефицитом танкеров и ледоколов и т. д. С целью снижения технологических и транспортных рисков в мировой практике широко применяются система страхования, механизм особых экономических зон, концессии, снижение или полное освобождение инвестора от импортных пошлин на ввозимое оборудование. Для этапа разработки характерны также экологические риски. Они связаны с возможностью нанесения серьезного ущерба окружающей среде и с последующими затратами на его ликвидацию и компенсацию. Для этапа завершения эксплуатации месторождения характерны риски, связанные с износом оборудования и инфраструктуры. С одной стороны, это приводит к увеличению экологических рисков инвестора, поскольку увеличивается вероятность отказа оборудования и нанесения серьезного ущерба окружающей среде, с другой стороны, после завершения проекта государство остается с объектами либо вовсе не пригодными для дальнейшего использования, либо требующими значительных средств для поддержания их в рабочем состоянии. Существуют ликвидационные риски: они проявляются в возможном отсутствии у недропользователей и государства средств на осуществление работ по ликвидации. С такой проблемой, в частности, уже столкнулись Великобритания и Норвегия, давно осуществляющие добычу нефти и газа на шельфе. Для снижения указанного риска создают ликвидационные фонды, причем происходит вычет расходов по созданию фондов на ликвидацию из налоговой базы. Согласно российскому законодательству, формирование ликвидационного фонда, наиболее надежного механизма снижения ликвидационных рисков, возможно только при использовании режима раздела продукции. Кроме того, важно понимать, что освоение месторождений на шельфе неразрывно связано с необходимостью снабжения береговых объектов и населенных пунктов, базирующихся вдоль Арктического побережья. И здесь необходимо отметить такую особенность материально-технического обеспечения арктических объектов, как утверждение перечней товаров и услуг, централизованные поставки которых, а также оказание услуг необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований Арктики. Данные перечни разрабатываются и утверждаются субъектами РФ и включают различные виды продукции, в том числе топливно-энергетические ресурсы: уголь каменный; сырую нефть; газовый конденсат; продукты нефте- и газопереработки. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz