Север и рынок. 2018, N 3.

В период летней навигации поселок Новый порт обеспечивается теплоходным сообщением со столицей Ямало-Ненецкого АО (Обь-Иртышское речное пароходство) по маршруту Салехард - Новый порт - Антипаюта - Тазовский. Аэропорт «Мыс Каменный» находится 4 км южнее села Мыс Каменный, в 2017 г. обслужил 11,1 тыс. пассажиров. Имеются планы строительства ответвления от железной дороги Обская - Бованенково - Карская от ст. Паюта до Нового Порта (185 км), что свяжет его со ст. Обская. Перспективы развития транспортных подходов Европейской и Приуральской Арктики «Отставание развития железнодорожной инфраструктуры от портовой - - одна из главных проблем транспортной отрасли РФ», - - отметил Президент В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию [22]. Также в Послании было уделено внимание непосредственно перевозкам по Северному морскому пути, которые должны возрасти до 80 млн т в год к 2025 г. За 2017 г. объем перевозок по СМП составил почти 10,7 млн т (табл. 1). Основной прирост получен за счет отгрузки нефти с Новопортовского месторождения в объеме 6 млн т. После выхода на полную мощность проекта «Ямал СПГ» к этому объему добавится еще 16,5 млн т сжиженного газа в год. Чтобы выйти на целевой показатель в 80 млн т в год, необходимо привлекать новые грузопотоки, в том числе выводить в Арктику промышленные грузы с Урала и других регионов. Это потребует дополнительных инвестиций в развитие транспортных подходов к морским портам Европейской и Приуральской Арктики. Помимо привлечения финансовых ресурсов существенное значение имеет научное обеспечение развития транспортных подходов к Арктике. Основные проблемы, определяющие современное состояние и перспективы развития грузовых перевозок по Северному морскому пути, обозначены в трудах А. Г. Гранберга, В. И. Пересыпкина, В. С. Селина и др. [22-24]. Транзитный потенциал СМП по перемещению грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу в ближайшей перспективе реализован не будет [25]. При развитии подходов к портам ЕиПА необходимо учитывать опыт совершенствования портовой инфраструктуры развитых стран [26-29], применения современных логистических технологий [30]. Выводы Представленные в работе данные о состоянии морских портов Европейской и Приуральской Арктики, транспортных подходах к ним и перспективах их развития послужат отправным моментом для оценки провозных и пропускных способностей транспортных путей ЕиПА, разработки сценариев развития транспортных подходов, удовлетворяющих потребностям Арктической транспортной системы. Литература 1. Грузооборот морских портов России за 2011...2017 гг. // Ассоциация морских торговых портов: сайт. URL: http://www.morport.com/rus/news/ (дата обращения: 28.02.2018). 2. Зоны обслуживания // АО «Беломортранс»: сайт. URL: https://belomortrans.ru/ru/area-delivery/ (дата обращения: 20.02.2018). 3. Зона ответственности АМП Западной Арктики // «Морские вести России»: информ. портал. URL: http://www.morvesti.ru/analitics/detail.php?ID=68736&sphrase_id=437045 (дата обращения: 05.03.2018). 4. Большаков Я. А., Фридкин В. Н. Возможности и перспективы Мурманской области в развитии транспорта Арктического региона // Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 363-371. 5. Порты Баренцева моря // Barenzevo. arktikfish.com: информ. портал. URL: http://barenzevo.arktikfish.com/ index.php/porty-barentseva-morya/ (дата обращения: 15.03.2018). 6. Планы развития Мурманского транспортного узла // Издательский дом «Гелион»: информ. портал. URL: https://helion-ltd.ru/plany-razvitiya-murmanskogo-transportnogo-uzla/ (дата обращения: 13.03.2018). 7. Объемы перевозок через аэропорты России // Федеральное агентство воздушного транспорта: офиц. интернет-ресурс. URL: http://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov/ (дата обращения: 22.03.2018). 8. Архангельский транспортный узел // PRO-ARCTIC: сайт информ.-аналит. издания. URL: http://pro-arctic.ru/ 28/01/2017/resources/24936 (дата обращения: 13.03.2018). 9. Кокин С. В. Глубоководный район морского порта Архангельск: ключевой элемент Архангельской опорной зоны развития Арктики // Материалы для обсуждения. URL: http://www.sozvezdye- forum.ru/assets/files/Presentation_2017/Session%203/KokinSV.pdf (дата обращения: 19.10.2017). 10.Порт Кандалакша. Описание // «Единая система информации об обстановке в Мировом океане»: информ. портал. URL: http://esimo.oceanography.ru/esp1/index.php?sea_code=12&section=12&menu_code=4593 (дата обращения: 14.03.2018). 11.Порт Онега. Описание // «Единая система информации об обстановке в Мировом океане»: информ. портал. URL: http://esimo.oceanography.ru/esp1/index.php?menu_code=4594&sea_code=12&section=12 (дата обращения: 14.03.2018). 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz