Север и рынок. 2018, N 3.
природного газа (СПГ) мощностью около 10 млн т СПГ в год. Поэтому в Индиге так же, как и в Сабетте будут построены терминалы по отгрузке СПГ на крупнотоннажные танкеры, нефтеналивные терминалы (запасы нефти на материковой части Ненецкого АО превышают 1 млрд т), создана база для шельфового флота и аварийно-спасательный центр. Совокупная стоимость строительства СПГ завода и морского порта в Индиге может составить до 1 трлн руб. Аэропорт «Индига» имеет аэродром класса «Е», в 2017 г. обслужил 2,7 тыс. пассажиров. Основное направление авиаперевозок: Индига - Нарьян-Мар. Транспортные подходы к портам Приуральского Севера Портопункт Харасавей. Грузовой участок расположен в устье реки Харасавей на западном берегу полуострова Ямал . Строительство порта Харасавэй началось в 2007 г. Береговое расположение порта подразумевает строительство подходного канала протяженностью около 4,5 км для подхода танкерного флота с осадкой около 11,5 м. Ширина канала около 250 м. Внутренняя акватория порта расширяется до 1,5 км в диаметре [18]. В порту необходимо соорудить 10 причалов, в том числе четыре для отгрузки сжиженных углеводородов и два для нефтепродуктов, остальные - - для приема строительных материалов и хозяйственных грузов и отстоя портофлота и земснарядов. В соответствии с Программой строительства через порт Харасавэй планируется завозить до 40 % грузов для обустройства Бованенковской группы месторождений. После ввода в эксплуатацию месторождений полуострова Ямал через портХарасавэй планируется организовать вывозжидкихуглеводородов — нефти и газового конденсата объемом до 11-12 млн т в год. Имеются проекты строительства аэропорта и продолжения ветки железной дороги Обская - Бованенково - Карская до Харасавея. В настоящее время в холодное время года от Бованенково до Харасавэя создается 110 км условно-обслуживаемого зимника. Салехардский речной порт осуществляет работы по пассажирским перевозкам, перевозкам нефтепродуктов, перевозкам грузов буксирным флотом в несамоходных судах, погрузочно-разгрузочные работы, комплексное обслуживание флота [19]. Для осуществления этой деятельности имеются буксирные, нефтеналивные, пассажирские суда, самоходный и несамоходный грузовой флот, портальные и плавучие краны, а также служебно-вспомогательный флот, необходимый для комплексного обслуживания собственных и транзитных судов других судовладельцев. Железнодорожная магистраль Коноша - Воркута (Чум) - Лабытнанги позволяет использовать речной порт Лабытнанги, относящийся к порту Салехард, для перевалки грузов с железной дороги, отправки их до порта Сабетта и в обратном направлении. К ветке Чум - Лабытнанги на ст. Обская примыкают железнодорожные пути ПАО «Газпром», доходящие до ст. Бованенково и соединяющие нефтегазовые месторождения полуострова Ямал с магистральной железнодорожной сетью. Международный аэропорт «Салехард» (ОАО «Аэропорт Салехард») находится в 7 км к северу от г. Салехарда. Имеет аэродром класса «Б», в 2017 г. обслужил 298,1 тыс. пассажиров. Аэропорт может принимать абсолютно все типы вертолётов и самолёты 2, 3 и 4 классов, в частности, сюда относятся Ан-24, Ан-72, Ил-76, Ил-86, Ту-134, Boeing 737, Airbus A320 и более лёгкие типы воздушных судов. Морской порт Сабетта — арктический порт в районе поселка Сабетта на западном берегу Обской губы Карского моря [13]. Предназначен для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения с полуострова Ямал в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона под грузы АО «Ямал СПГ», которое строит завод по сжижению газа мощностью 16,5 млн т в год. Первые грузовые суда пришвартовались к причалу порта Сабетта в октябре 2013 г. Существуют планы строительства железнодорожной ветки до поселка Сабетта от ст. Бованенково. Аэропорт «Сабетта» - - международный аэропорт федерального значения, находится у вахтового поселка Сабетта в Ямало-НенецкомАО, построен в 2014 г. для обслуживания проекта «Ямал СПГ». 2 февраля 2015 г. начал обслуживать вахтовые рейсы, 4 марта 2016 г. принял первый международный рейс. Имеет аэродром класса «Б», в 2017 г. обслужил 369,8 тыс. пассажиров. Аэропорт способен принимать самолёты Ил-76, самолёты семейства А-320, Boeing-737, Boeing 767-200, Sukhoi Superjet 100 и более лёгкие, а также вертолёты всех типов. Нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». На западном побережье Обской губы, северо-западнее поселка Новый Порт, напротив села Мыс Каменный расположен арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» для круглогодичной отгрузки нефти с Новопортовского месторождения. По нефтепроводу протяженностью более 100 км нефть с Новопортовского месторождения поступает на побережье Обской губы. Глубину судоходного фарватера в данном районе составляет 11 м, в связи с чем нефтеналивной терминал размещен на удалении 3,5 км от берега. Мощность терминала по перевалке нефти составляет до 8,5 млн т в год. Он позволяет круглогодично отгружать нефть, добываемую на Ямале, на танкеры для дальнейшей перевозки по Северному морскому пути [21]. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz