Север и рынок. 2018, N 3.

Аэропорт «Нарьян-Мар» имеет аэродром класса «В» и обеспечивает авиасообщение между населенными пунктами Ненецкого АО, с г. Архангельск, а также вертолетное сообщение. В 2017 г. обслужил 183,1 тыс. пассажиров. В период летней навигации осуществляется перевалка грузов с железной дороги на речной транспорт в г. Печора и их отправка до порта Нарьян-Мар по реке Печора. Морской терминал Амдерма. Морской порт поселка Амдерма, расположенный на Югорском полуострове в южной части Карского моря. Является морским терминалом морского порта Нарьян-Мар. Имеет два причала, длина которых составляет 346 м. Навигация в порту длится четыре месяца - - с июля по октябрь. Может использоваться как вспомогательный порт для обеспечения функционирования СМП. Морской порт Амдерма не имеет связи с железнодорожной сетью России. Ближайшая железнодорожная станция - - Воркута. В 2012 г. создано Федеральное казенное предприятие «Аэропорт Амдерма» [15]. Аэропорт «Амдерма» имеет аэродром класса «В», в 2017 г. обслужил 1,5 тыс. пассажиров. Основное направление авиаперевозок: Амдерма - Нарьян-Мар. Придание статуса казенного предприятия позволило избежать ликвидации и осуществить реконструкцию аэропорта. Порт Варандей — морской отгрузочный терминал представляет собой стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал, предназначенный для экспорта морским путем нефти, добываемой нефтяной компанией «ЛУКОЙЛ» и другими нефтяными компаниями в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции [16]. Введен в эксплуатацию в июне 2008 г. Терминал установлен в Баренцевом море на удалении 22 км от берега в районе пос. Варандей. Глубина в месте установки составляет 17 м. Терминал функционирует круглогодично, для работы в зимний период привлекаются ледокольные суда. Отгрузочный причал соединен с берегом двумя нитками подводного трубопровода. Пропускная способность терминала составляет 12 млн т нефти в год (240 тыс. баррелей в сутки). До вахтового пос. Варандей нет круглогодичной дороги. Зимой здесь намораживаются ведомственные зимники, а также зимник на Нарьян-Мар. Аэропорт «Варадей» имеет аэродром класса «Г», в 2017 г. обслужил 15,6 тыс. пассажиров. Способен принимать самолеты третьего класса (Ан-24, Ан-26, Л-410, Як-40 и им подобные) и другие типы воздушных судов 3 и 4 класса, вертолёты всех типов. Портопункт Усть-Кара. Расположен на восточном берегу Карской губы. Ближайший город и железнодорожная станция Воркута находится на расстоянии 200 км. Расстояние до г. Салехард - - 310 км, до г. Нарьян-Мар - - 520 км. Генеральные грузы завозят в недолгую навигацию морем из Архангельска, продукты и товары широкого потребления — вездеходами из Воркуты. Навигация длится два месяца - - с конца июля по сентябрь. Несмотря на близость воркутинских шахт, уголь везут морем, так как зимник схватывается позже начала отопительного сезона. Аэропорт «Усть-Кара» имеет аэродром класса «Е», в 2017 г. обслужил 1,1 тыс. пассажиров. Осуществляются регулярные авиарейсы один раз в неделю из Нарьян-Мара на самолете Ан-2. Имеются проекты строительстважелезной дороги Воркута - Усть-Кара для возможности разработки обнаруженных севернее Воркуты залежей каменного угля, которые можно добывать карьерным способом. Перспективный морской порт Индига. Проект по созданию нового многопрофильного морского порта в бухте Индига в сочетании со строительством линии Сосногорск - Индига как части железнодорожной магистрали Баренцкомур сможет внести существенный вклад в формирование опорной транспортной сети Европейского Северо-Востока России. Грузооборот многопрофильного морского порта Индига может быть дополнительно увеличен в связи с перспективами развития судоходства по трассам Северного морского пути и вхождением пос. Индига в число его опорных пунктов. Создание этого транспортного узла превращает сотни месторождений полезных ископаемых, ранее «запертых» на огромных пространствах тундры и тайги, в рентабельные и экономически более привлекательные для инвесторов как отечественных, так и иностранных. Строительство железной дороги Сосногорск - Индига включено в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, однако, в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010-2021 гг.» оно не вошло и никак не финансируется. Необходимость строительства этой железной дороги в комплексе с созданием нового морского порта в бухте Индига уже не вызывает сомнений - - потенциальная грузообразующая база его района тяготения может составить до 120 млн т в 2030 г. [17]. Неподалеку от пос. Индига, на материковой части Ненецкого АО, располагаются Кумжинское и Коровинское газоконденсатные месторождения с запасами газа более 160 млрд м3, на базе которых ПАО «Роснефть» и группа компаний АЛЛТЕК предполагают построить завод по сжижению 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz