Север и рынок. 2018, N 3.

Экономическая безопасность российской Арктики: особенности и проблемы обеспечения: колл. монография. — Апатиты: КНЦ РАН, 2018. — 103 с. Современная политика в российской Арктике формируется в сложном переплетении многочисленных разнонаправленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера, в том числе политических, социально-экономических, экологических, технико-технологических и т. п. Актуальность данной научной работы определяется тем, что развитию арктических территорий в последние годы уделяется повышенное внимание как со стороны федеральных, так и региональных властей. Результатом такого внимания стала разработка и принятие ряда стратегических документов, среди которых выделяются «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» и программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года». Также к числу стратегических документов, учитывая выбранную авторами монографии тематику, можно отнести и «Стратегию экономической безопасности РФ на период до 2030 года». Важно понимать, что несмотря на значение Арктики для нашей страны и мирового сообщества, в России эта территория остается остропроблемной зоной. Это обусловлено неоднородностью социально-экономической ситуации в этих регионах, отсутствием системной, обоснованной и дифференцированной политики со стороны федеральных органов власти в отношении Арктики России, отсутствием или недостаточно скрупулезно проработанной собственной политикой арктических регионов, а в некоторых случаях отсутствием активной позиции по отстаиванию интересов населения этих территорий. Научная новизна работы состоит в изложении авторского взгляда на особенности и проблемы обеспечения экономической безопасности территорий и акваторий российской Арктики. Практическая значимость определяется поиском оптимальных решений для обеспечения экономической безопасности российской Арктики. В первой главе «Теоретические основы и особенности обеспечения экономической безопасности» показано, что экономическая безопасность является одной из составных частей национальной безопасности, при этом отмечается первостепенное значение экономической безопасности, поскольку ни одна из других составляющих национальной безопасности не может быть реализована, в полной мере, без экономического обеспечения. Несмотря на то что в российской Арктике имеются практически все виды полезных ископаемых, сделан вывод о том, что именно углеводородные ресурсы имеют доминирующее значение как для экономики отдельных регионов, так и с позиции обеспечения национальной экономической безопасности. Обосновано, что ключевой специфической чертой арктической экономики, через которую так или иначе проявляют себя многочисленные особенности арктических регионов, является «северное удорожание» в его экстремальной арктической форме. Имея внеэкономическое происхождение и генерируясь природной дискомфортностью жизнедеятельности и хозяйствования «северное удорожание» оказывает отрицательное воздействие на социально-экономическую сферу Арктической зоны РФ, снижая конкурентные позиции этих регионов. Кроме того, в исследовании определены основные риски, угрозы и стратегические направления обеспечения экономической безопасности в российской Арктике. Во второй главе «Современные проблемы развития арктических регионов» затронута такая важная проблема, как районирование территорий. Сделан вывод о том, что экономическая безопасность в северных регионах и Арктике должна обеспечиваться с учетом объективных условий хозяйствования и проживания на основе модернизированной системы районирования по условиям дискомфортности. Для этих целей авторами разработана методика, позволяющая выделять климатические зоны, исходя из критерия дискомфортности. В частности, выделены следующие зоны: дискомфортная, экстремально-дискомфортная и абсолютно дискомфортная. Авторы считают, что критерии и принципы районирования необходимо фиксировать в нормативно-правовых актах, в том числе и в федеральных законах, оптимальным, видится принятие закона «О районировании территории Российской Федерации». На основании проведенного анализа показателей социально-экономического развития регионов Севера и Арктики РФ был сделан вывод о том, что проблема неоднородности экономического пространства и экономической дифференциации регионов не теряет своей остроты. Отмечены различия между регионами по основным экономическим индикаторам «в разы», в частности по численности безработных, доходам населения, объему производства, насыщенности дорогами и иными основными условиям жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Произведена оценка влияния «западных санкций» на промышленный комплекс арктических и северных регионов. Сделан вывод о том, что северные территории показали достаточно высокую степень 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz