Север и рынок. 2018, N 3.

Основные проблемные аспекты, сдерживающие потенциал развития ОАО «АМТП»: - высокий уровень государственных портовых сборов, что создает неравные конкурентные условия по отношению к другим портам; - наличие ограничений эксплуатационных характеристик железнодорожного моста создает проблемы регулярному судоходству (подъем разводного пролета моста ограничен температурным режимом до -21оС); - проблемы пропуска судов в зимний период, связанные с ожиданием прохождения пассажирских ледовых переправ по главному судовому ходу. Архангельский речной порт — еще один стивидор АТУ. В 2015 г. его грузооборот составил 2,34 млн т, в арктический бассейн был отправлен 1 млн т грузов, в том числе на Сабетту - - 210 тыс. т. Компания владеет флотом судов «река-море», занимается добычей нерудных строительных материалов. В 2015 г. судами Архречпорта было добыто 850 тыс. т песка, из них 130 тыс. т использовано для возведения резервуаров сжиженного природного газа на Ямале. Имеющаяся разветвленная сеть внутренних водных путей в настоящее время недоиспользуется. Почти 40 % объема перевозок через Архангельск формируют каботажные перевозки в арктическом бассейне. Через АТУ идет завоз грузов на объекты Министерства обороны, на полярные станции, в национальные парки, а также доставка материалов для строительства и обслуживания объектов нефтегазодобычи. Решить проблемы АМТП предназначен проект строительства глубоководного района морского порта Архангельск [9], связанный с реализацией проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур». По проекту строительства глубоководного района морского порта Архангельск предполагается создание шести морских терминалов: нефтепродуктов и газового конденсата, генеральных грузов, навалочных грузов, минеральных удобрений, лесных грузов, металлогрузов. Прогнозируется, что объем перевалки через порт составит 37,9 млн т в год к 2035 г. При подходах со стороны новой линии «Белкомур» от ст. Карпогоры примыкание новой линии возможно к ст. Жаровиха или ст. Архангельск-город (расстояние между станциями около 6 км, разницы в тарифном расстоянии нет). В октябре 2016 г. между АО «Арктический транспортно-промышленный узел “Архангельск”» и китайской компанией Poly International Holding Co было заключено соглашение о намерениях по реализации проекта. В ходе подготовки декларации о намерениях инвестирования была проведена оценка возможных мест расположения будущего порта. Было рассмотрено четыре варианта: вблизи маяка Куйский, в бухте «Сухое море», в районе острова Мудьюгский и в районе мыса Голец в непосредственной близости с г. Северодвинском. Окончательный вариант будет выбран по мере готовности инвесторов к непосредственной реализации проекта. АТУ обслуживается железнодорожными станциями: Архангельск-Город, Исакогорка, Бакарица, примыкающими к магистрали Коноша - Архангельск Архангельского региона Северной железной дороги ОАО «РЖД». Их общая пропускная способность может быть определена в 2,5 млн т. На подходе к порту Архангельск на участке Архангельск - Обозерская к 2020 г. возникнет дефицит пропускной способности. Для повышения пропускной способности участка требуется строительство второго пути (17,5 км). К Архангельску подходит федеральная автомобильная дорога М-8 «Карпогоры» Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск (с подъездами к городам Кострома и Северодвинск, международному аэропорту «Архангельск» (Талаги). Международный аэропорт «Архангельск» (Талаги) находится на удалении 18 км от центра г. Архангельска, имеет аэродром класса «В», в 2017 г. обслужил 892 тыс. пассажиров. Осуществляет ежедневные полеты в города Москва и Санкт-Петербург, а по дням недели - - в населенные пункты Архангельской области, Ненецкого АО, города Мурманск, Сыктывкар и др. Региональный аэропорт местных линий «Архангельск» (Васьково) находится в 12 км от центра г. Архангельска, имеет аэродром класса «Г», в 2017 г. обслужил 22,1 тыс. пассажиров. Обеспечивает регулярное сообщение с удаленными населенными пунктами региона. Порты Белого моря и подходы к ним Кандалакша — крупный порт России на Белом море, расположенный в северо-западной его части в Кандалакшском заливе [10]. Основной груз Кандалакшского морского торгового порта - - каменный уголь энергетических марок. Порт замерзающий, однако с помощью ледоколов навигация длится круглый год. Для проводки судов они используются с середины декабря до середины мая. Глубины на подходных фарватерах протяженностью до 8 миль позволяют входить в акваторию порта судам с осадкой до 9,3 м. Действующие мощности порта позволяют перерабатывать до 3 млн т грузов (апатитовый концентрат, уголь, глинозем, металлолом и др.). 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz