Север и рынок. 2018, N 3.

В настоящее время темпы модернизации и реконструкции установленного оборудования СУО значительно отстают от его физического и морального устаревания. Результаты оценки состояния распределительных сетей наружного освещения показывают, что в среднем степень их износа превышает нормы, установленные в СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». Кроме того, также было установлено, что в городах, которые не провели модернизацию парка осветительных устройств, основная часть бюджетных средств на электроэнергию приходится на расходы, связанные с организацией уличного освещения. В этой связи перед органами региональной и муниципальной властей Субъектов РФ, относящихся к Арктической зоне, ставится задача перехода на качественно новый уровень энергоэффективного освещения, который может быть осуществлен в результате модернизации СУО с применением инноваций. При планировании развития СУО необходимо также учитывать существенную неравномерность их энергопотребления в течение года. Так, по данным ОАО «МГЭС», в пиковые нагрузки в зимние месяцы система освещения г. Мурманска потребляет в среднем в 3 раза больше электрической энергии, чем в августе месяце (около 45 тыс. кВч и 15 тыс. кВч соответственно). В настоящее время имеется много работ, посвященных вопросам формирования и реализации региональных инновационных процессов [6-8], которые отражают основные направления развития регионов. Однако возможность модернизации систем уличного освещения на основе реализации инновационных проектов в данных работах практически не рассматривается. Система уличного освещения (СУО) представляет собой стационарное освещение, предназначенное для создания и поддержания безопасных и комфортных условий для движения пешеходов и транспортных средств на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах (в том числе на территориях около промышленных площадок) в темное время суток. Основными элементами СУО являются осветительные приборы, опора, источник электроэнергии и система регулирования освещения: автоматическая или ручная [9]. В этой связи проведение модернизации таких систем может осуществляться по следующим направлениям: - комплексная модернизация, предполагающая использование инноваций для усовершенствования каждого из элементов СУО; - модернизация осветительных приборов с использование последних научных достижений и разработок в данной сфере; - модернизация опоры с точки зрения ее конструкции, способа установки и защиты от внешних воздействий; - модернизация в области энергообеспечения с помощью применения инновационных источников энергии; - модернизация системы регулирования освещения на основе использования различных информационных технологий. Процесс модернизации уличного освещения с помощью инноваций представлен на рисунке 1. Как видно из рисунка 1, основу нормативного регулирования данного процесса составляет «Энергетическая стратегия на период до 2030 года (ЭС)», в которой определяются новые ориентиры для развития энергетического сектора в условиях перехода экономики страны на инновационный путь, что предусмотрено «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» [10-11]. На основе данных документов разработана программа, включающая в себя перечень мер, ориентированных на обеспечение энергоэффективности и развитие энергетики [12]. В соответствие с данной программой каждый отдельный субъект РФ разрабатывает собственные программы и проекты, одним из основных пунктов которых является модернизация систем уличного освещения с помощью внедрения инноваций. В этой связи идет активный поиск возможности повышения энергосбережения в экономике России с использованием инноваций [13-14]. Следует также учитывать, что в рамках ЭС для каждого региона Крайнего Севера разрабатываются отдельные стратегии и программы, в которых определяются основные направления и способы энергосбережения в различных сферах деятельности (в том числе и системах уличного освещения) с учетом специфических особенностей и существующих проблем в каждом из рассматриваемых регионов [15]. Сложным вопросом при реализации таких проектов является определение источника их финансирования. В настоящее время на практике применяются два подхода: использование бюджетных средств различных уровней и привлечение частных инвестиций юридических лиц. В первом случае бюджетные средства поступают либо при формировании государственного заказа, либо используются при закупке работ или услуг у сторонних организаций без определения дополнительных обязательств с их стороны. Во втором случае формируются государственно-частные партнерства (ГЧП), которые могут быть представлены в различных формах. 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz