Север и рынок. 2018, N 3.

MANAGING THE PROJECTS TO MODERNIZE STREET LIGHTING SYSTEMS IN CITIES AND SETTLEMENTS IN THE ARCTIC Abstract. The article substantiates the influence o f street lighting characteristics (including illum ination o f areas near industrial sites) on labor productivity at enterprises located in the A rctic zone o f the Russian Federation, that is determ ined by the short duration o f daylight hours during a significant part o f the year. The current state o f street lighting systems (SLS) characterized by a high degree o f physical and moral deterioration is described. The necessity o f modernizing such systems in the Arctic territories is substantiated. It is possible w ith the help o f innovative project implementation that involves the introduction of the latest achievements in science and technology aimed at improving the energy efficiency o f such systems. The complexity o f managing these projects is described and the task o f finding and developing tools to improve efficiency o f innovative project to modernize street lighting systems is actualized. A generalized model of the process of using innovations in SLS is presented. It reflects the results of analyzing the regulatory and legal documents that regulate this field of activity, the main ways of financing innovative projects to modernize street lighting systems using budgets o f various levels and private investments and possible directions o f introducing innovations in street lighting systems.A formalized model o f implementing these projects is presented. It differs in the applying the algorithm o f selecting the parameters o f the project implementation system. To operate this algorithm, there is used information on the selected areas o f SLS modernization, the values o f the performance indicators o f the completed stages and the variant o f their sequence o f location. The use o f the proposed algorithm makes it possible to increase the efficiency o f implementing the innovative projects to modernize street lighting systems, including near industrial zones, cities and settlements in the Arctic, on the basis o f taking into account the values o f the performance indicators o f previous works and their sequence o f location. As a result o f applying this algorithm, the adjusted values o f SLS modernization parameters are formed. It is aimed at increasing the values o f project performance indicators and energy efficiency o f innovative equipment, which makes it possible to increase the degree o f validity o f the developed program s to modernize street lighting systems in cities and settlements located in the Arctic zone o f the Russian Federation. Keywords: Arctic zone, street lighting system, innovations, project management, energy saving. С учетом географического положения Российской Федерации значительный вклад в формирование ее экономического потенциала вносят города и поселения, расположенные в Арктической зоне страны [1]. В то же время сложные климатические условия (к которым относится короткая продолжительность светового дня в течение значительной части года) оказывают негативное влияния на работоспособность сотрудников промышленных предприятий. Например, согласно Постановлению Администрации г. Мурманска от 20 марта 2017 г. № 681, в январе 2018 г. уличное освещение должно функционировать в период примерно с 16.00 до 10.00. В ряде случаев указанная ситуация усугубляется территориальной удаленностью промышленных площадок от мест проживания работающих, что приводит к увеличению длительности их пребывания вне помещений на пути к предприятиям. В определенной степени отсутствие солнечного света вАрктике могут компенсировать эффективные системы уличного освещения (СУО), предполагающие также освещение территорий вокруг промышленных площадок. Данное обстоятельство определяет необходимость реализации программ модернизации существующих и ввода эксплуатацию новых СУО с учетом требований по энергосбережению, безотказности работы и обеспечения требуемого уровня освещенности в сложных арктических климатических условиях, характеризующихся низкими температурами, сильными ветрами, резкими перепадами атмосферного давления, изменениями в продолжительности дня и ночи и т. д. [2]. Указанные природные факторы с учетом передачи электрической энергии на большие расстояния (в ряде случаев до 7 тыс. км) приводят к большим потерям и, как следствие, росту тарифов. Так, по информации Центра по эффективному использованию энергии, тарифы на электрическую энергию в изолированных системах Крайнего Севера могут в 5 или 55 раз превышать средние тарифы по РФ [3]. В соответствии со «Стратегией развития арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» для повышения качества жизни населения, проживающего и работающего на данной территории, планируется проведение модернизации основных фондов ЖКХ с использованием энергосберегающих технологий. Кроме того, данная стратегия при управлении социально-экономическим развитием Арктической зоны РФ предполагает повышение энергетической эффективности за счет расширения использования возобновляемых источников энергии, разработку и реализацию проектов в области энергосбережения и энергоэффективности, в том числе в рамках международного сотрудничества [4]. Данная стратегия разработана в ходе исполнения «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом РФ [5]. 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz