Север и рынок. 2018, N 3.
Заключение договоров на приобретение проездных документов с транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров, для бюджетных учреждений возможно только через процедуру проведения закупок согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [19]. В этой ситуации возникают следующие проблемы: 1) В процедуре размещения заказов на приобретение проездных документов будут участвовать любые организации, которые занимаются реализацией проездных документов. Победителем по итогам проведения процедуры может быть любой участник процедуры размещения заказа, то есть та организация, которая предложит наименьшую цену услуги по реализации поездных документов. При этом ни одна из таких организаций не может обеспечить наличие билетов по всем направлениям, которые могут потребовать работники. 2) Для проведения процедуры размещения заказа бюджетным учреждениям невозможно определить стоимость закупки проездных документов, так как это может быть и компенсация проезда самого работника за пределы территории РФ, и компенсация проезда в отпуск членов семей работника. Проводится процедура размещения заказа в начале года, когда ещё не все работники определились с местом отдыха во время отпуска. Кроме того, «разъяснения (в данном случае совместные письма Минфина РФ и Федеральной налоговой службы РФ) носят информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области. При этом, в пункте 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее — Правила от 13.08.1997 № 1009), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997№ 1009) установлено, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Таким образом, письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами от 13.08.1997 № 1009#». [16]. И для бюджетных, и для коммерческих организаций ситуация усугубляется тем, что изменение в процедуре компенсации расходов по проезду в отпуск членам семей работника и самого работника добавляется к уже существующим проблемам [20]. Более того, финансовая нагрузка в 2018 г. выросла ещё одним неожиданным образом. Появилась необходимость повышение заработной платы до размера минимальной отплаты труда с учетом северных надбавок с 1 января и 1 мая 2018 г. [21], что, естественно, привело к повышению себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. С одной стороны, таким образом решаются вопросы создания условий для возвращения на Север людей и принятия мер государственной поддержки социально-экономического развития российского Севера и Арктики. С другой стороны, приводит к значительному повышению расходов при не изменяющихся доходах. Например, по данным правительства Мурманской области, на повышение заработной платы до минимального размера оплаты труда с учетом северных надбавок только для государственных бюджетных учреждений Мурманской области дополнительно потребуется 2 млрд руб. Средства, получаемые бюджетными учреждениями из бюджета, являются целевыми и носят компенсационный характер, не относятся ни к вознаграждениям, ни к выплатам, указанным в статье 420 Налогового кодекса РФ. Поэтому, учитывая, что члены семей работников не состоят в трудовых отношениях с организацией и не получают от работодателя никаких иных вознаграждений (то же касается и коммерческих организаций), компенсация стоимости проезда в отпуск и обратно для членов семей работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не должна признаваться объектом обложения страховыми взносами. Другим образом вопрос с бюджетными учреждениями может быть решен путем выделения средств для покрытия вновь появившихся расходов, чего на практике не происходит. Коммерческие же организации могут только отказываться отчасти прибыли. Подобное положение дел в худшем случае приведет к необходимости, что для одних, что для других, идти на радикальные меры - - сокращать количество рабочих мест. Это, в свою очередь, приведет к дестабилизации социально-экономической ситуации в регионах российского Севера и Арктики. 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz