Север и рынок. 2018, N 3.
портов Западной Арктики» (АМП). Зона ответственности АМП Западной Арктики включала в себя 12 морских портов: Архангельск, Варандей, Витино, Диксон, Дудинка, Кандалакша, Мезень, Мурманск, Нарьян-Мар, Онега, Сабетта и Хатанга [3]. Однако, в настоящее время функционирование порта Витино было прекращено, мощности переведены в порт Усть-Луга. Все порты, в отношении которых АМП осуществляет организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение, расположены в Арктической зоне России. Рассмотрим порты, приведенные в таблице 2, транспортные подходы к ним и перспективы их развития. Мурманский транспортный узел и подходы к нему Подходы к Мурманскому транспортному узлу (МТУ) обеспечиваются предприятиями и организациями морского, железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. Мурманский морской порт расположен на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря, занимает четвёртое место в России по объему перерабатываемых грузов и второе по величине на Северо-Западе (после порта в г. Санкт-Петербурге) [4, 5]. Порт Мурманск состоит из трёх частей: Рыбный порт, Торговый порт и Пассажирский порт. Основным из них является Торговый порт, через который осуществляется экспорт каменного угля и ряда других минеральных ресурсов. Для обеспечения обработки перспективных объемов грузов МТУ был разработан проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». В результате реализации данного проекта будет создан круглогодичный глубоководный морской хаб-центр по переработке контейнерных, нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированный в международный транспортный коридор «Север-Юг». Проектом предусматривается обустройство акватории Кольского залива, развитие инфраструктуры морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также логистической и складской инфраструктуры. Проект осуществляется на основе государственно-частного партнерства. Железнодорожная составляющая. Железнодорожный транспорт общего пользования, представленный Мурманским регионом Октябрьской железной дороги - - филиалом ОАО «РЖД», занимает значительную долю на рынке грузовых и пассажирских перевозок. Пропускная способность железнодорожных подходов в МТУ составляет порядка 18 млн т. Лимитирующим фактором является ст. Кола. Пропускная способность направления Вологда - Волховстрой - Беломорск - Мурманск на участке Петрозаводск - Мурманск практически исчерпана. Проект «Комплексное развитие МТУ» предполагает, что весь участок от ст. Волховстрой до ст. Мурманск должен был стать двухпутным [6]. Автодорожная составляющая. Автомобильный транспорт играет важную роль в пассажирском сообщении между Мурманской областью и приграничными государствами. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 3,5 тыс. км. По территории области проходит федеральная автодорога Р-21 «Кола» Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Норвегией. Эта дорога является частью европейского маршрута E-105 Киркенес - Ялта. В Мурманской области расположены три автомобильных пункта пропуска через государственную границу РФ: «Борисоглебск», «Лотта», «Салла». Расстояние от Мурманска до Москвы составляет 1865 км, до Санкт-Петербурга— 1335 км. Авиационная составляющая. На удалении примерно 40 км от г. Мурманск расположен аэропорт «Мурманск», имеющий аэродром класса «В», который обслужил в 2017 г. 846 тыс. пассажиров [7]1. Авиарейсы из аэропорта «Мурманск» осуществляются в города Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Хельсинки, Череповец, Анталья, Анапа, Сочи, Симферополь и др. Архангельский транспортный узел и подходы к нему Архангельский транспортный узел (АТУ) — неотъемлемая часть транспортной системы российской Арктики, что объясняется географическим расположением порта Архангельск, максимально приближенного по сравнению с прочими портами Севера к промышленным центрам формирования грузовой базы. Основную номенклатуру грузов составляют генеральные грузы, пиломатериалы, целлюлоза, нефтепродукты, металлолом, уголь, контейнеры [8]. Главный стивидор АТУ - - Архангельский морской торговый порт (АМТП) выполняет функции оператора крупнейшего морского терминала. В состав АМТП входят погрузочно-разгрузочные районы «Экономия» и «Бакарица», а также контейнерный терминал мощностью 75 тыс. TEUs в год. 1Здесь и далее по тексту статьи данные об авиационных перевозках приводятся из источника [7]. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz