Север и рынок. 2018, N 3.

бюджета. В первый год действия новых правил (2017 г.) федеральным государственным бюджетным учреждениям не выделялись денежные средства на эти цели. Некоторые бюджетные учреждения обращались с просьбой в свои вышестоящие органы о выделении дополнительных целевых средств на возмещение расходов по страховым взносам, начисленным на сумму компенсации расходов на проезд в отпуск членам семей и на сумму компенсации стоимости перелета самого работника, рассчитанную от пункта пограничного контроля в аэропорту до места пересечения воздушным судном Государственной границы РФ, и получили отказ. То же самое продолжается и в 2018 г. Бюджетным учреждениям было отказано в дополнительном финансировании на возмещение дополнительных затрат по выплате страховых взносов. Таким образом, учреждения оказались перед вопросом, каким образом выйти из данной ситуации: компенсировать расходы по проезду в отпуск членам семей работников и расходы самих работников, если в отпуск ездили за пределы территории РФ и расходы по начисленным страховым взносам не перечислять в бюджет, так как нет источника возмещения этих затрат, или же полностью отказаться от компенсации таких расходов. В первом случае нарушается глава 34 Налогового кодекса РФ, во втором — Трудовой кодекс РФ, Закон о Северах, Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» и другие нормативно-правовые документы. 2. В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ в отношении конституционно-правового смысла статьи 325 Трудового Кодекса, приведенными в Постановлении от 09.02.2012 № 2-П, работодатели, которые не относятся к бюджетной сфере, также обязаны компенсировать работникам расходы на проезд к месту отдыха и обратно [17]. Таким образом, перед коммерческими организациями встают те же самые вопросы, что и перед государственными и муниципальными бюджетными учреждениями. И даже сложнее, поскольку коммерческие организации де-факто не имеют возможности даже запросить какую-либо компенсацию, поскольку все подобные расходы производятся за счет собственных средств. При этом в главе 34 Налогового кодекса РФ суммы страховых взносов не упомянуты в перечне выплат, которые подлежат исключению из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций. Соответственно они не могут быть включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу. В этой ситуации для лиц, занятых на предприятиях и производствах, не относящихся к бюджетной сфере, работодатель обязан изыскать дополнительный источник для возмещения расходов по начислению страховых взносов на суммы компенсации расходов по проезду в отпуск членам семей работника и самого работника, который отдыхал за пределами территории РФ. И этим дополнительным источником может являться только прибыль, которая осталась у работодателя после уплаты всех налогов и сборов. Для коммерческих организаций, малого и среднего бизнеса (далее - - коммерческие организации) это нетривиальная задача. У коммерческих организаций как таковая «свободная чистая прибыль» отсутствует, то есть отсутствует источник для дополнительной оплаты страховых взносов с сумм компенсации на проезд в отпуск членов семей работников коммерческих организации и самого работника, который отдыхал за пределами территории РФ. В разъяснениях Министерства финансов РФ подчеркнуто, что в том случае, когда организацией выплачивается компенсация на оплату проезда в отпуск и обратно непосредственно члену семьи работника (имеется ввиду, что денежные средства направляются непосредственно организации, занимающейся продажей проездных билетов в рамках договора оказания услуг), то в соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового Кодекса, данные средства не попадают под определение оплаты труда и не облагается страховыми взносами по той причине, что член семьи не является работником организации-плательщика. В данной ситуации эта мера может быть предпринята коммерческими организациями. Бюджетные учреждения, как говорилось выше, получают средства из бюджета на компенсацию расходов проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам их семей, при этом данное финансирование носит строго целевой характер. Однако возможность самостоятельного обращения членов семьи работника организации к работодателю за выплатами стоимости проезда (перечислением денежных средств организации, осуществляющей продажу проездных документов) законодательством не предусмотрена. Учитывая, что к членам семьи работника учреждения, имеющего право на оплату их проезда, относятся и несовершеннолетние дети работника, необходимо указать на отсутствие у них по общему правилу самостоятельного права на осуществление сделок и распоряжение денежными средствами в силу отсутствия дееспособности (статья 21 Гражданского Кодекса) [18]. 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz