Север и рынок. 2018, N 3.
D. S. Krapivin PhD (Economics), Researcher G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the Federal Research Centre “Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences”, Apatity, Russia G. V. Krapivina PhD (Economics), Chief Accountant G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the Federal Research Centre “Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences”, Apatity, Russia COMPENSATION OF TRAVEL COSTS FOR VACATION: CURRENT CHALLENGES Abstract. One o f the main functions o f the state is to provide its citizens w ith decent social conditions. For residents o f the H igh North, one o f these conditions is the opportunity to compensate for travel costs for vacation at the employer’s expense. For these purposes, state authorities adopt appropriate laws and by-laws. Since the legislation is an interdependent system and changes continuously, an important aspect is identifying the impact o f certain innovations. The article makes an overview o f how the introduction o f chapter 34 o f the Tax Code and the transfer o f authorities to adm inister revenues from insurance prem iums to the Federal Tax Service affected the budget and commercial institutions o f the H igh North, what difficulties appeared, and opportunities for their resolution are presented. Keywords: High North, compensation of travel costs for vacation, insurance fees, regional economy, management, accounting, reform. Зона Севера составляет порядка 70 % территории Российской Федерации, при этом в ней проживает около 8 % от населения страны. Действующее законодательство относит к данной экономико-географической зоне 28 из 85 субъектов РФ [1]. Данные регионы имеют существенные различия по условиям комфортабельности жизнедеятельности и хозяйствования, но при этом имеют важные объединяющие их экономические черты и общие условия, определяющие качество жизни: неблагоприятные климатические условия, наличие вечной мерзлоты, значительная удаленность от основных центров экономики и культуры, высокие транспортные издержки, повышенная себестоимость строительства и производства товаров и услуг, высокая стоимость жизни и др. При этом на территории регионов Севера сосредоточены огромные запасы различных природных ресурсов, которые имеют ключевое значение для экономики РФ и могут быть использованы для улучшения социально-экономического положения северных регионов, что требует особого внимания со стороны государства. Данная цель включает в себя комплекс задач, которые требуют эффективного решения и заключаются в необходимости: организовать регулярный завоз грузов; повысить надежность энергообеспечения через использование местных энергоресурсов; предотвратить стихийный отток населения; создать возможности для переселения избытка населения в регионы с более благоприятными условиями, выполнить принятые ранее решения о гарантиях и компенсациях для лиц, которые работают и проживают на Севере; нормализовать межбюджетные отношения с целью обеспечения необходимых социальных расходов [2]. Очевидно, что первостепенную важность имеют вопросы социального характера. Таким образом, одним из важнейших пространственных приоритетов государственной социальной политики на Севере России — это достижение высокой степени социальной устойчивости территориального развития на основе социализации экономического развития за счет совершенствования институциональной среды территориального развития. Проблемным приоритетом такой политики является реализация государственной политики в сфере улучшения уровня жизни населения Севера РФ, в том числе на основе совершенствования институциональных условий функционирования систем оплаты труда работников предприятий, организаций и учреждений, расположенных в регионах Севера РФ, с учетом возмещений, связанных с работой в дискомфортных природно-климатических условиях [3]. Для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами и локальными актами, трудовым или коллективным договорами организаций предусмотрены определенные гарантии и компенсации. Именно таким образом «государство устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера» [4]. В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее Закон о Северах): «перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации». Таким документом в настоящее время является Постановление Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 [1]. 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz