Север и рынок. 2018, N 3.
Удельные веса субъектов четвертой группы в совокупном показателе северных территорий в 2000-2016 гг., %* Таблица 10 Показатели 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Республика Карелия Население 4,7 4,6 4,5 4,4 4,4 4,4 4,4 4,4 4,3 ВРП 2,2 2,1 1,8 1,7 1,9 1,8 1,8 1,8 1,9 Инвестиции 2,1 1,9 1,0 1,1 1,1 1,1 1,1 1,0 0,9 Прибыль 1,0 1,7 0,4 1,4 1,5 0,9 0,7 0,6 1,0 Прибыль/ВРП 14,0 17,1 3,6 15,7 16,2 9,3 8,4 8,5 12,2 *Рассчитано автором на основе [12, 13]. Таблица 11 Структура ВРП по четвертой группе регионов в 2004-2016 гг., %* Вид деятельности 2004 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Добыча 8,7 19,3 4,8 12,0 15,5 13,6 12,0 8,3 12,4 Обработка 17,3 17,6 14,1 16,4 15,2 12,7 13,4 15,6 17,9 Транспорт 12,5 15,4 17,9 14,8 7,4 11,9 11,9 14,1 14,2 Торговля 14,8 12,4 11,7 10,5 11,3 12,8 11,5 15,2 10,2 Строительство 7,5 4,8 4,6 4,4 6,2 4,0 3,6 3,4 3,1 Образование, здравоохранени, социальные услуги 12,0 9,1 14,7 12,6 13,3 13,6 14,2 12,7 11,9 Итого 72,8 78,6 67,8 70,7 68,9 68,6 66,6 69,3 69,7 *Рассчитано автором на основе [12]. Итак, результаты проведенного исследования показывают, что наиболее стабильного развития с точки зрения проживающего на северных территориях населения достигают регионы, опирающиеся на собственные ресурсы (об этом свидетельствует рост их численности). Однако традиционно такие регионы в экономическом развитии опираются на сырьевой сектор (с ограниченным периодом эксплуатации). Сложившееся положение в условиях низкой конкурентоспособности российской экономики, с одной стороны, обеспечивает их производство рынком сбыта, а с другой - - предопределяет жесткую зависимость успешности развития региона от конъюнктуры мировых цен и обусловливает их уязвимость в условиях мирового кризиса. Поэтому при разработке направлений инвестиционной политики создание благоприятных условий для привлечения внешних инвесторов и ориентация на развитие диверсифицированной экономики должны стоять по приоритетности на одном уровне. Незначительное улучшение результативных показателей наблюдается также у группы регионов, имеющих высокую долю участия в инвестициях федерального бюджета. В данном случае, отрицательным моментом является длительность периода сохранения высокого удельного веса бюджетных инвестиций и низкие показатели эффективности. То есть в данном случае в большей мере имеет место не регулирование, а государственная поддержка. В условиях же ограниченности бюджетных ресурсов приоритет должен отдаваться политике стимулирования процессов формирования эффективного экономического ядра. Соответственно, важнейшим элементом формирования региональной политики является правильный выбор приоритетных отраслей на основе тщательной оценки конкурентных преимуществ региона. Регионы, зависимые от корпоративного сектора, демонстрируют достаточно высокую инвестиционную активность и характеризуются наилучшими показателями экономического роста. Вместе с тем это не находит адекватного отражения в создании комфортных условий проживания населения (удельный вес в валовом продукте здравоохранения, образования, социальных услуг сохраняется на достаточно низком уровне). В сложившейся ситуации необходимо включить в число приоритетов регулирования инвестиционной деятельности разработку мер по усилению социальной ответственности корпораций, реализующих инвестиционные проекты в регионах. Сложность идентификации структурных предпочтений при формировании ресурсной базы инвестиционной деятельности свойственно регионам с неустойчивой динамикой развития. Вероятно, их экономическая деятельность попадает в зону повышенных рисков. В данной связи при формировании инвестиционной политики необходимо опираться на сценарный прогноз развития и предусматривать в каждом отдельном случае меры по снижению той или иной группы рисков. 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz