Север и рынок. 2018, N 3.

Внутри нефинансового корпоративного сектора существуют свои источники: заимствование у других хозяйствующих субъектов, финансирование вышестоящими организациями своих структурных подразделений, долевое участие в строительстве и др. В данном случае действие рыночных принципов ограничено, так как в процессе распределения и перераспределения ресурсов участвует ограниченный круг лиц, и инвестиционные решения, в какой-то степени, носят субъективный характер. К чисто рыночным источникам относятся банковские кредиты и выпуски ценных бумаг (акций и облигаций). Масштабы использования именно рыночных источников определяют степень участия финансовых рынков в финансировании основного капитала и влияют на эффективность процессов трансформации сбережений в инвестиции [5]. В Российской Федерации на протяжении всего исследуемого периода в структуре источников инвестиций весомым был вклад бюджетных средств. При этом активность региональных органов власти в инвестиционных процессах к 2016 г. по сравнению с 2000 г. уменьшается более чем вдвое. Соответственно, возможности влияния на социально-экономическое развитие у регионов сокращаются (табл. 1). Таблица 1 Внешние источники в структуре финансирования инвестиций в РФ в 2000-2016 гг., % Инвестиции 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Бюджетные 22,0 20,1 21,9 19,5 19,2 18,3 17,0 18,4 16,5 в том числе субъект Федерации 14,3 12,3 9,2 8,2 7,9 7,3 6,5 5,7 6,1 Корпоративный сектор Н/д 16,6 23,3 23,6 24,7 23,6 19,6 16,8** 16,2** в том числе вышестоящие организации Н/д 10,6 15,9 17,5 19,0 17,3 13,2 Н/д Н/д Кредит 2,9 8,2 10,3 9,0 8,6 8,6 10,6 8,1 10,5 *Рассчитано автором на основе [3]. **Оценочно. Существенно усиливается влияние источников, перераспределяемых внутри нефинансового корпоративного сектора. В свою очередь, роль кредитования с 2005 г. претерпевает незначительные изменения, колеблясь около 10 %-й отметки. Через выпуски ценных бумаг ресурсы привлекаются в единичных случаях (1-2 %). Поэтому рыночные механизмы, обеспечивающие (с теоретических позиций [6]) наиболее эффективное перераспределение капитала, сохраняют среди внешних источников последнюю по значимости позицию в процессе формирования ресурсной базы инвестиционной деятельности. В регионах Крайнего Севера1 тенденции распределения отдельных источников в целом подобны российской ситуации, однако выражены более ярко. Во-первых, имеет место снижение собственных средств в финансировании инвестиций до 2009 г. с неустойчивой тенденцией (рост/падение) в последующие периоды; во-вторых, с отклонением в меньшую сторону (5-10 %) от среднероссийского показателя сохраняется доля бюджетного финансирования до 2014 г., резко уменьшаясь в 2016 г. При этом средства бюджета субъекта снижаются более стремительно (в 3, 4 раза); значимость корпоративного сектора почти на 30 % превышает среднероссийский уровень; удельный вес рыночных ресурсов в 1,5-2 раза ниже среднероссийского уровня и только в 2016 г. году превышает его (табл. 2) Таблица 2 Структура финансирования основного капитала в северных регионах в 2000-2016 гг., % Источник финансирования 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Собственные средства 51,9 46,8 42,5 50,6 45,1 48,0 45,4 49,5 45,3 Бюджетные 14,9 11,9 10,3 10,2 10,4 10,9 10,2 13,8 8,3 в том числе субъекта Федерации 9,1 8,1 4,3 4,5 4,2 5,1 4,2 3,3 2,7 Корпоративный сектор Н/д 22,5 34,4 29,8 35,0 33,4 26,5 22,7 26,3 в том числе вышестоящие организации Н/д 14,2 24,6 23,5 28,2 26,0 17,0 Н/д Н/д Кредит 1,4 3,6 7,7 5,5 5,8 5,7 7,7 5,1 13,2 Прочие 15,2 5,1 9,4 9,5 7,7 17,9 14 20,1 Итого 100 100 100 100 100 100 100 100 *Рассчитано автором на основе [3]. 1 К регионам Севера отнесены 16 субъектов Российской Федерации в соответствии с [7]. 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz