Север и рынок. 2018, N 3.

Таблица 3 Критерии выделения проблемных территорий для оказания государственной поддержки Регион Инвестиционная активность* Безработица Социальная инфраструктура** Хабаровский край Низкая Низкая Среднее развитие Республика Коми Высокая Средняя Среднее развитие Томская область Средняя Средняя Среднее развитие Архангельская область Низкая Средняя Низкое развитие Мурманская область Низкая Средняя Среднее развитие Амурская область Низкая Средняя Низкое развитие Забайкальский край Низкая Высокая Низкое развитие Ненецкий АО Высокая Средняя Низкое развитие Республика Карелия Низкая Высокая Низкое развитие Республика Бурятия Низкая Высокая Низкое развитие Камчатский край Низкая Низкая Низкое развитие Магаданская область Средняя Низкая Среднее развитие Чукотский АО Средняя Низкая Среднее развитие Республика Тыва Низкая Высокая Низкое развитие Республика Алтай Низкая Высокая Низкое развитие *Выполнено на основе расчетов [24]. **Выполнено на основе [25] и [26]. Так, например, в третьей группе, ориентируясь на критерии, используемые в странах ЕС [23], можно выделить следующие отстающие регионы: Забайкальский край, Республика Карелия, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Алтай. Для отстающих регионов должны разрабатываться специальные государственные программы поддержки. Государственная бюджетно-налоговая политика в отношении 3 группырегионов, не входящих в число отстающих этой группы, должна предусматривать меры поддержки, которые показаны для второй группы регионов. При этом вовлечение в производственные отношения с крупным бизнесом субъектов МСП, зарегистрированных преимущественно в северных регионах, должно осуществляться не только при государственной поддержке малого предпринимательства, но и на основе выработки механизмов, стимулирующих за счет налоговых льгот крупный бизнес к задействованию субъектов малого предпринимательства. Таким образом, представленные направления в области бюджетно-налогового регулирования и типология регионов позволят оптимизировать налоговые и бюджетные отношения при проведении государственной политики в регионах Севера. Реализация предлагаемых в работе мер бюджетно-налогового регулирования, по мнению автора, будет способствовать вовлечению хозяйствующих субъектов в региональные социально-экономические процессы, наращиванию экономического и финансового потенциала, росту финансовой самостоятельности северных регионов, что позволит приблизить переход северных субъектов РФ на траекторию саморазвития. Литература 1. Татаркин А. Саморазвивающиеся социально-экономические системы. Теория, методология, прогнозные оценки. Т. 1 / под ред. акад. РАН А. И. Татаркина. М.: Экономика, 2011. 2. Дорошенко С. В. Саморазвитие региона в контексте экономического эволюционизма // Журнал экономической теории. 2009. № 3. С. 3 3. Бувальцева В. И. Устойчивость экономики региона: реализация принципов саморазвития: дис. ... д-ра экон. наук. Кемерово, 2002. 302 с. 4. Потапов Л. В. Финансовый механизм саморазвития региона // Экономист. 1999. № 6. С. 60-65. 5. Татаркин А. И., Дорошенко С. В. Регион как саморазвивающаяся социально-экономическая система: переход через кризис // Экономика региона. 2011. № 1. С. 15-23. 6. Лексин В. Н., Шевцов А. Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1994. № 5-6. С. 64-69. 7. Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах // Министерство финансов Российской Федерации: сайт. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2016/12/main/ONNP2017-2019razmeshchenie.pdf (дата обращения: 17.09.2018). 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz