Север и рынок. 2018, N 3.
Таблица 2 Сумма начисленного налога на прибыль по налогоплательщикам, входящим в КГН (выборка) [17] Регионы В % к 2014 г. Регионы В % к 2015 г. Республика Коми 98,9 Республика Коми 69,1 Ямало-Ненецкий АО 98,7 Магаданская область 64 Республика Саха 95,2 Республика Саха 19,6 Ханты-Мансийский АО 90,1 Ханты-Мансийский АО 10 Сахалинская область 81,7 Чукотский АО 55,5 Архангельская область 80 Архангельская область 49,6 Ненецкий АО 63,4 Ненецкий АО 15,2 Камчатский край 55,8 Хабаровский край 99,9 Республика Тыва 77 Крупные компании, пользующиеся местными природными ресурсами, должны гарантированно часть полученного рентного дохода направлять на развитие социальной инфраструктуры и формирование трудового потенциала. Низкий уровень развития инфраструктуры и недостаток трудовых ресурсов являются для регионов 1 группы проблемными факторами, которые снижают инвестиционную привлекательность таких территорий [20]. Финансовые средства, необходимые для наращивания социально-трудового потенциала, могут быть обеспечены, например, за счет установления на федеральном уровне в отношении крупных предпринимательских структур, использующих в своей производственной деятельности местные ресурсы, специального отчисления (сбора), который будет поступать в региональные бюджеты. Поступления от сбора будут направлены на финансирование социальной инфраструктуры с целью повышения интереса жителей для проживания в северных условиях и на развитие человеческого капитала - - организацию подготовки рабочих и специалистов по нужным для экономики профессиям, а также в виде социальных выплат населению в качестве компенсации за причиненный экологический ущерб территории, вызванный деятельностью крупных компаний. Экологические проблемы выявлены на всех территориях, где размещаются сырьевые компании [20]. При высоком уровне безработицы, который связан с моноотраслевой структурой экономики регионов 1 группы, перспективным видится поддержка субъектов МСП со стороны государства [21], а также организация мероприятий и разработка законодательных актов, направленных на вовлечение в производственные отношения субъектов МСП, зарегистрированных преимущественно в северных регионах, с крупным бизнесом. С этой целью, прежде всего, необходимо внести изменения в закон № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также в закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в которых целесообразно исключить проблему, вызванную северным удорожанием: не учитывать при прохождении конкурса в цене контракта дополнительные расходы по ФОТ, складывающиеся из районного коэффициента и полярной надбавки [22]. В качестве поддержки для субъектов МСП, функционирующих совместно с крупными предпринимательскими структурами в условиях общего налогового режима, может выступать снижение ставки по налогу на прибыль как минимум до 15 %, аналогично ставке, установленной по единому налогу упрощенного налогового режима. В регионах с более низким уровнем экономического развития может использоваться дифференцированная налоговая ставка (5-15 %) в зависимости от экономического развития и сфер, признанных в регионе приоритетными. Данный порядок позволит приблизить условия общего налогового режима к упрощенной системе налогообложения. Государственная бюджетно-налоговая политика в отношении 2 группырегионов должна сохранять общую канву предложений по 1 группе, в том числе введение в практику уплаты сбора (налога) ресурсными компаниями. Основное отличие от первой группы будет состоять в том, что развитие инфраструктуры целесообразно осуществлять на условиях софинансирования расходов государства и крупного бизнеса, поскольку экономический потенциал и инвестиционные возможности функционирующих здесь компаний несколько уступают субъектам хозяйствования регионов первой группы. Заинтересовать бизнес более активно включаться в процесс инвестирования возможно при условии разделения рисков. Государственная бюджетно-налоговая политика в отношении 3 группы регионов должна предусматривать более серьезные меры поддержки, но не для всех регионов. Безусловное оказание государственного содействия развитию должны получить отстающие регионы, у которых отмечается слабая инвестиционная активность, высокая безработица, недостаточное развитие сферы услуг и инфраструктуры (табл. 3). 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz