Север и рынок. 2018, N 3.
19. Innovatsionnoe promyshlennoe razvitie regionov Arktiki mineral'no-syr'evoi napravlennosti [Innovation Industrial Development of the Mineral Resource-Based Arctic Regions]. Apatity, KNC RAN, 2017, 127 p. (In Russ.). 20. Goryachevskaya E. S. Otsenka konkurentosposobnosti regionov Arkticheskoi zony Rossiiskoi Federatsii po pokazatelyam sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Assessment of the Competitiveness of the Regions of the Arctic Zone of the Russian Federation in Terms of Socio-Economic Development Indicators]. Territorial'nye issledovaniya: tseli, rezul'taty i perspektivy. Tezisy VIII Vserossiiskoi shkoly-seminara molodykh uchenykh, aspirantov i studentov, Birobidzhan, 22-25 sentyabrya 2015 g. [Territorial Studies: Objectives, Results and Prospects. Proceedings of the VIII All-Russian School-Seminar of Young Scientists, Post-Graduate Students and Students, Birobidzhan, September 22-25, 2015. FGBOU VPO “PGU im. Sholom-Aleikhema”], 2015, pp. 180-183. (In Russ.). DOI: 10.25702/KSC.2220-802X.3.2018.59.12-22 УДК 338.47:[656.1/.2+656.7](985) А. Н. Киселенко доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, зав. лабораторией проблем транспорта Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера КомиНЦ УрО РАН, г. Сыктывкар, Россия П. А. Малащук кандидат технических наук, старший научный сотрудник лаборатории проблем транспорта Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера КомиНЦ УрО РАН, г. Сыктывкар, Россия Е. Ю. Сундуков кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории проблем транспорта Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера КомиНЦ УрО РАН, г. Сыктывкар, Россия И. В. Фомина научный сотрудник лаборатории проблем транспорта Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера КомиНЦ УрО РАН, г. Сыктывкар, Россия ТРАНСПОРТНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОРТАМ ЕВРОПЕЙСКОЙ И ПРИУРАЛЬСКОЙ АРКТИКИ1 Аннотация. По мере усиления российского присутствия в Арктике растут грузооборот арктических портов Европейского и Приуральского Севера и объемы перевозок по Северному морскому пути. При этом «узким местом» Арктической транспортной системы, сдерживающим ее развитие, являются подходы к северным морским портам. Основной грузооборот морских портов Западной Арктики обеспечивают порты: Мурманск, Кандалакша, Архангельск, Нарьян-Мар, Варандей, Сабетта; поэтому в работе рассматриваются транспортные подходы к Мурманскому и Архангельскому транспортным узлам, портам Белого моря, Ненецкого автономного округа, Приуральского Севера. Дается описание портов, их краткая характеристика, определены перспективы их развития, рассмотрены наземные подходы к портам и возможности авиационного сообщения. Проведен анализ грузооборота основных морских портов и объемов перевозок по Северному морскому пути в сравнении с суммарным грузооборотом морских портов России. Показано, что основнойприростобъемаперевозкигрузовпоСеверномуморскомупутив2017 г. получензасчетотгрузки нефти с Новопортовского месторождения. Для обеспечения дальнейшего роста объемов перевозок по Северному морскому пути необходимо привлекать новые грузопотоки. Это потребует дополнительных инвестиций в развитие транспортных подходов кморским портамЕвропейской иПриуральской Арктики. Ключевые слова: Арктика, транспортные подходы, морские порты, видытранспорта, Северныйморской путь. 1 Работа выполнена в рамках проекта № 18-9-7-15 «Анализ и прогноз обеспечения Арктической транспортной системы транспортными подходами на Европейском и Приуральском Севере России» Комплексной программы УрО РАН 2018-2020 гг. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz