Север и рынок. 2018, N 3.

Рис. 3. Доходы бюджета на душу населения, скорректированные на прожиточный минимум в 2016 г., в разах Расширение прав и повышение ответственности региональных органов власти в налоговой сфере. Участие региональных властей в формировании налоговой политики является необходимым условием для решения региональных приоритетных задач и создания благоприятных местных условий хозяйствования. Для расширения прав и повышения ответственности региональных властей на федеральном уровне должны быть предусмотрены налоговые инструменты и определены финансовые возможности для их реализации. С этой целью необходимо осуществление следующих мероприятий со стороны федерального центра: - передать на региональный уровень налог на прибыль в полном объеме и предоставить право по регулированию всей ставкой налога; - провести инвентаризацию федеральных налоговых льгот по налогу на прибыль с целью выявления наиболее востребованных и результативных, а также отмены неэффективных льгот и тех, которые не связанны с активизацией инвестиционного спроса; - отменить федеральные льготы по региональным налогам. Конкретизация направлений бюджетно-налоговой политики с учетом финансовых возможностей, экономического потенциала и выявленных региональных проблем. Задать направления государственной политики в северных регионах, а затем конкретизировать механизмы бюджетно-налогового регулирования позволит группировка северных субъектов, учитывающая вклад каждого региона в бюджетную систему страны (величина собранных налогов) и уровень экономического развития. Снимается проблема искажения показателей, которое наблюдается при их расчете на душу населения конкретного региона, если сопоставление выполнять относительно численности всего населения РФ, пропорционально распределенного по 85 субъектам РФ. Сложившаяся последовательность рассеяния северных субъектов (рис. 4) позволяет наглядно оценить финансовые возможности регионов, обеспеченные их экономическим потенциалом. Диаграмма позволяет классифицировать северные субъекты с выделением трех групп регионов, распределившихся по уровню экономического и финансового потенциала: 1 группа — экономически высокоразвитые и финансово обеспеченные регионы, у которых ВРП на душу и вклад налоговых поступлений в бюджетную систему превышает среднероссийский показатель: Ямало-Ненецкий АО, Красноярский край, Сахалинская область, Пермский край, Иркутская и Тюменская область; 2 группа — экономически развитые регионы с пониженным уровнем финансовой обеспеченности, у которых ВРП на душу определяется на уровне выше 75 % (75 % по ЕС считается критическим) среднероссийского показателя, а вклад в бюджетную систему не превышает среднероссийский показатель: Республика Саха и Приморский край; 3 группа — экономически средне- и малоразвитые регионы с низкой финансовой обеспеченностью, у которых ВРП на душу определяется в размере, который ниже 75 % среднероссийского показателя, а вклад в бюджетную систему (или возможности сбора налогов) определяется на уровне ниже среднероссийского показателя: Хабаровский край, Республика Коми, Томская область, Архангельская область, Мурманская область, Амурская область, Забайкальский край, Ненецкий АО, Республика Карелия, Республика Бурятия, Камчатский край, Магаданская область, Чукотский АО, Республика Тыва, Республика Алтай. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz