Север и рынок. 2018, N 3.

В свою очередь нестабильность бюджетной системы, вызывая рост финансовых проблем, препятствует проведению социальной и экономической политики в регионах. Модернизация сферы здравоохранения производится за счет экономии бюджетных средств, которые высвобождаются, в том числе в ходе объединения или закрытия учреждений бюджетной сферы, а также в результате сокращения штатной численности в них занятых. Это происходит в ущерб жителей городов. Аналогичная ситуация наблюдается в сфере образования. Исполнение майских указов Президента вызвало продолжение проведения курса на оптимизацию бюджетных расходов через дальнейшую реструктуризацию учреждений бюджетной сети, а также за счет сокращения расходов на реализацию мер по энергосбережению и энергоэффективности, урезания затрат на инвестиционные проекты и др. Итогом преобразований становятся следующие негативные тенденции в уровне жизни населения. Отмечается снижение соотношения заработной платы к прожиточному минимуму и рост показателя «численности населения с доходами ниже прожиточного минимума», который в большинстве северных регионов превышает средний уровень по стране, свидетельствуя о росте уровня бедности населения независимо от экономического развития региона. Об ухудшении условий жизнедеятельности населения и стремлении к смене места жительства в последние годы говорит наращивание отрицательного миграционного потока. Испытывая серьезные трудности в формировании трудового потенциала, северные регионы лишаются в основном экономически активного населения, в структуре которого значительную долю составляет молодежь. Таким образом, регулирующее воздействие федеральной бюджетно-налоговой политики приводит к дестабилизации бюджетной системы, вызывая проблемы в развитии социально-экономических процессов, что отражается на уровне жизни населения регионов Севера. Совершенствование государственной бюджетно-налоговой политики в северных регионах Экстремальные природно-климатические условия зоны Севера, вызывающие повышенные издержки хозяйственной деятельности, ставят местных производителей в неравное положение по сравнению с субъектами хозяйствования других регионов России. В этой связи государственная налоговая политика должна отличаться от общероссийской и учитывать элемент «северности». В настоящее время учет особых северных условий хозяйствования и их отражение в налоговом законодательстве федерального уровня представлены отдельными налоговыми преференциями (списание в целях налогообложения ряда затрат) в границах налога на прибыль и страховых взносов [19]. Все другие, действующие в рамках федеральных налогов, стимулирующие механизмы, определяющие основу российской системы налогового регулирования, применяются без ограничений на всей территории Российской Федерации и не предусматривают особых условий для северных регионов. В этой связи необходимо выделить на законодательном уровне зону Севера в качестве самостоятельного объекта государственного регулирования, а это ставит, наряду с другими, задачу по разработке налоговых стимулов и мер бюджетной политики, способных задействовать региональные возможности и ресурсы для наращивания экономического потенциала, поиска дополнительных финансовых источников с целью перехода северных регионов на режим самофинансирования. Повышение финансовой самодостаточности северных регионов. В целях установления равных возможностей для региональных органов власти северных территорий по предоставлению бюджетных услуг населению, высокая стоимость которых обусловлена северными удорожающими факторами, целесообразно совершенствовать систему межбюджетного регулирования в направлении поддержания величины душевой бюджетной обеспеченности (БО) на уровне не ниже среднероссийского показателя с учетом прожиточного минимума. В 2015 г. у большей части регионов Севера и приравненным к ним местностям уровень БО не достиг среднероссийского показателя (рис. 3). Для обеспечения равных условий необходимо повысить финансовую самодостаточность северных территорий, увеличив величину налогов, остающихся на их территории, за счет: - обеспечения аккумулирования в регионах сумм налогов в размере, превышающем объемы налоговых поступлений, собранных на территории северного субъекта, в предыдущем году (по региональным и федеральным налогам). Это явится стимулом для зарабатывания регионом дополнительных бюджетных средств; - отмены возврата НДС экспортерам природных ресурсов и закрепления конкретной доли за региональными бюджетами. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz