Север и рынок. 2018, N 3.
и инфраструктурных объектах. Ожидаемые изменения гидрологического режима увеличат риск наводнений и эрозии морских берегов в результате штормовой активности. Ожидаемая инвазия новых видов приведет к трансформации экосистем, создаст риски и угрозы здоровью и жизни людей. Изменения особенно сильно могут сказаться на здоровье коренного населения, в том числе из-за изменений жизненного уклада, структуры питания и занятости. Информация, содержащаяся в докладе, в последние годы широко использовалась в РФ для разработки документов стратегического планирования. Так, стратегические документы Мурманской области1, Ненецкого АО2, Архангельской области3, Республики Коми4и муниципального образования «Воркута»5тем или иным образом учитывают климатический фактор. Стратегия развития Арктической зоны РФ6 утверждает, что основу экономического роста в российской Арктике будет составлять добывающая промышленность. Изменения климата облегчат доступ к шельфовым месторождениям, что приведет к росту количества нефтедобывающих проектов. Стратегические документы Мурманской, Архангельской областей и Ненецкого АО разработаны с учетом развития шельфовых проектов. Климатические изменения ведут к увеличению рисков аварий, разрушения инфраструктуры в прибрежной зоне (этот фактор учтен в стратегиях Мурманской и Архангельской областей) и в зоне вечной мерзлоты (учтено в стратегии Ненецкого АО). Стратегические документы регионов АЗРФ также учитывают неравномерное изменение биопродуктивности арктических морей, что наряду с увеличением выловов несет риски для рыбодобывающей отрасли, поэтому для сохранения баланса Стратегия развития Мурманской области включает развитие аквакультуры. Стратегии Архангельской области и Республики Коми учитывают увеличение биопродуктивности лесов, продвижение границы леса на север и планируют развитие лесной отрасли. Результаты доклада интенсивно использовались при разработке ведомственных программ и регламентов Министерства по чрезвычайным ситуациям, региональных и муниципальных программ повышения готовности к чрезвычайным ситуациям. В российской научной литературе дискуссия по проблеме социальных последствий изменения климата в Арктике ведется не столь активно, как за рубежом. Приоритет в целом отдается изучению и прогнозу климатических изменений в Арктике и их биологических и экологических эффектов в ущерб исследованию социальных последствий. Можно выделить несколько главных тематических направлений, сложившихся российской научной литературе к настоящему времени: - макроэкономические и секторальные эффекты климатических изменений в российской Арктике; - климатически обусловленные риски — риски для инфраструктурных объектов нефтегазовой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в зоне вечной мерзлоты, для транспортной доступности промышленных объектов и населенных пунктов и риски для здоровья населения; - управление климатическими рисками; - социальные последствия изменения климата для коренных и местных арктических сообществ, в том числе сбор и документирование данных о трансформациях, происходящих в их жизни под воздействием изменения климата; - разработка мер по адаптации к изменениям климата; - региональные аспекты изменений климата и стратегий адаптации в АЗРФ. 1 Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 и на период до 2025 года, утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2013 № 768-1II 1.20. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 15.02.2018). 2 Стратегия социально-экономического развития Ненецкого Автономного округа, утверждена постановлением Совета депутатов НАО от 22.06.2010 № 134-сд. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 15.02.2018). 3 Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года. Режим доступа: http://dvinaland.ru/-6132jm80 (дата обращения 15.02.2018). 4 Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2020, утверждена постановлением Правительства Республики Коми от 27.03.2006 (в редакции от 12.02.14) № 45. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 16.02.2018). 5 Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ «Воркута», утверждена решением Совета депутатов МО городского округа «Воркута» от 23.12.2014 № 638. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 16.02.2018). 6 Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, Президентом РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 19.02.2018). 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz