Север и рынок. 2018, N 2.

It was revealed that: 1) the positive nature of the changes in the qualitative level of total birth rates, the level of “the absolute instability, crisis” was overcome both in the RussianFederation as a whole and in the regions of the North and the Arctic; a significant reduction in infant, child andmaternal mortality. In the majority of regions ofthe RussianFederation in 2017, in 56 out of 85, including. in 8 of the 13 regions of the North we are considering, infant mortality rates are lowered to a levelbelowthe critically lowlevel of stability ofthis indicator, accepted intheworldpractice; 2) the growthreserve ofthe TFR at the third stage of demographic development of the Russian Federation may be an increase in the age-specific fertility rates (first births) in the young age group of 20-24 years and the increase in the number of large families; 3) the implementation of a comprehensive state policy at the third stage of the demographic development of the Russian Federation (2016-2025), accompanied by appropriate institutional conditions and provided with financial resources, will lead to an increase in the birth rate and, as a result, to an increase in population of the country, including that in regions of the North and the Arctic regions of the Russian Federation, due to the processes of population reproduction. Keywords: the state demographic policy, sustainable development, total birth rate, infant mortality region, the North, the Arctic. Введение Стратегическим направлением государственной политики, которое отвечает на внутренний вызов, возникающий на III этапе демографического развития Российской Федерации и состоящий в значительном сокращении численности женщин фертильного возраста, является активная государственная политика поддержки семьи, материнства и детства в целях улучшения качества жизни семей с детьми, а также обеспечения положительных демографических процессов воспроизводства населения, основой которых является естественный прирост населения. Целенаправленная государственная политика обеспечения устойчивого демографического развития РФ в 2007-2017 гг., сопровождаемая институциональными (законодательными) условиями, обеспечила позитивный характер в изменении процесса воспроизводства населения в стране в целом, в том числе в регионах Севера и Арктики. Реализация государственной демографической политики РФ на период до 2025 г. в решении задач повышения уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, укрепления института семьи и семейной политики детствосбережения, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений осуществляется в три этапа: 2007-2010 гг., 2011-2015 гг. и 2016-2025 гг. Государственная политика поддержки семьи, материнства и детства в целях улучшения качества жизни семей с детьми, а также обеспечения положительных демографических процессов воспроизводства населения является основой для демографического саморазвития регионов Российской Федерации. Цель статьи — раскрыть содержание государственной политики в условиях внешнего вызова на III этапе (2016-2025 гг.) демографического развития РФ, регионов Севера и Арктики в вопросах воспроизводства населения. В первой части статьи раскрываются результаты реализации двух этапов демографической политики и Национальной стратегии действий в интересах детей в РФ и регионах Севера и Арктики в вопросах изменения качественного уровня устойчивости рождаемости и уровня младенческой, детской и материнской смертности. Вторая часть излагает масштабы внутреннего вызова (сокращающаяся численность женщин фертильного возраста 15-49 лет и молодых возрастов 20­ 29 лет) в реализации III этапа (2016-2025) демографической политики как в стране в целом, так и в регионах Севера и Арктики и показывает степень влияния внешнего демографического вызова на сокращение числа рождений в 2017 г. в целом по Российской Федерации. Институциональные условия обеспечения устойчивого демографического развития в РФ и регионах Севера и Арктики на III этапе реализации государственной политики рассматриваются в третьей части. В заключении обосновывается вывод об ожидаемых результатах на III этапе реализации государственной демографической политики. Рассмотрен значительный массив фактических статистических данных и законодательных инструментов по реализации III этапа государственной демографической политики РФ. Полученные результаты исследований процессов воспроизводства населения проведены с применением демографических методов — метода качественной характеристики суммарных коэффициентов рождаемости по степени устойчивости (предложен автором), метода взаимовлияния возрастных структур и демографических процессов и метода аналитического демографического прогноза возрастно-половой структуры численности населения. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz