Север и рынок. 2018, N 2.

Качество жизни — индикатор, показатель уровня социальной безопасности, является выражением удовлетворенности личности своей жизнедеятельностью, что во многом детерминируется состоянием социальной безопасности, условиями, созданными обществом, государством для развития индивида, реализации его потребностей [24]. Обеспечение социальной безопасности требует от общества применения комплекса различных ресурсов (материальных и человеческой деятельности), существования институтов взаимопомощи и защиты, ценностей и убеждений, разделяемых членами общества. Возможность помощи социально незащищенным требует наличия у общества определенного избыточного продукта, значит, достаточно высокой производительности труда. Она, в свою очередь, связана с наличием достаточно развитого человеческого капитала у членов общества. Образование и здравоохранение являются важнейшими факторами, определяющими развитие экономики, поскольку именно от них зависит формирование производительной силы общества — человеческого капитала. Выделение здоровья в качестве одного из механизмов обеспечения социальной безопасности обусловлено тем, что в мировой практике уровень и динамика здоровья, продолжительность жизни ставятся на первое место при определении условий жизнедеятельности человека, поскольку рассматриваются как базисная потребность человека, главное условие его жизнедеятельности. Поэтому не только без развитой экономики не может быть качественной современной системы образования и здравоохранения, но и, наоборот, без развитой системы образования и здравоохранения не может быть развитой экономики [25]. Таким образом, институты образования и институты здравоохранения, на наш взгляд, являются одним из основных функционалов достижения высокого качества жизни. Они выполняют двойную функцию — защиты (социальной безопасности), а также развития и воспроизводства человеческого капитала. Чем качественней человеческий капитал, тем эффективнее экономика. Поиск путей обеспечения достойного качества жизни должен идти от социальной сферы к сфере экономической. Критерием социальной безопасности является благополучие каждого члена общества. Оно может достигаться различными способами, но достижение социальной стабильности и национальной безопасности невозможно без эффективно действующего рынка труда. Успешное функционирование рынка труда обеспечивает поддержание устойчивого развития региона, снижает социальную напряженность и криминализацию общества, которые порождаются социально-экономическими проблемами, главным образом неравенством. В этом ключе особое значение приобретает взаимодействие акторов на рынке труда, что обеспечивает регулирование множества аспектов жизни общества. На рынке труда обеспечивается не только перераспределение доходов, создание добавленной стоимости и рост экономики в целом, но и создаются условия для профессионального, личностного роста, накопления человеческого капитала. «Невидимая рука рынка» посредством взаимодействия спроса и предложения не может обеспечить материальное благополучие всех граждан. Важным становится включение государственных институтов регулирования для обеспечения социальных гарантий. Обеспечение социальных гарантий является основой для формирования социальной безопасности региона. Одна из важнейших социальных гарантий, благодаря которым человек может развиваться и обеспечивать удовлетворение материальных и социальных потребностей, является право на труд, закрепленное в ст. 37 Конституции Российской Федерации [26]. Еще одной не менее важной социальной гарантией является защита от безработицы. Для решения данной проблемы созданы государственные институты по обеспечению занятости населения. Они не только помогают трудоустроиться безработным гражданам, но и переобучиться, повысить квалификацию. Помимо этого, службы занятости осуществляют анализ ситуации на рынке труда и предоставляют информацию заинтересованным лицам. Тем не менее существует ряд проблем, связанных с обеспечением защиты граждан от безработицы. Основными из них являются влияние внешних факторов на состояние рынка труда, динамичность рынка труда и недоступность служб занятости для отдельных категорий граждан. Обследование населения по проблемам занятости9показывает, что фиксируемый службами занятости уровень безработицы всегда ниже фактически имеющегося на рынке труда. Это связано с тем, что 9Результаты экономико-социологических исследований городских и сельских домохозяйств Республики Карелия, проводимых ИЭ КарНЦ РАН в 1998-2017 гг. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz