Север и рынок. 2018, N 2.
Заключение Таким образом, вместо системного развития корпоративного законодательства, обеспечивающего гарантии прав собственности, повышение уровня корпоративного управления и транспарентности деятельности крупных ресурсных корпораций Севера направленность изменений носит преимущественно фискальный характер, стимулирует переход экономических агентов к менее прозрачным формам ведения бизнеса и, как следствие, снижает экономическую отдачу для территорий их присутствия, а новации федерального законодательства вместо создания благоприятной среды для всех экономических агентов, способствуют селективному смягчению институциональных условий для крупных корпораций Севера, что приводит к утрате предсказуемости поступлений от них в региональные бюджеты и повышению неопределенности финансового обеспечения экономического развития северных регионов. Поскольку северные регионы являются территорией присутствия крупнейших российских корпораций (по преимуществу сырьевой направленности), то основным вектором преобразований должно стать повышение жесткости институциональных условий для их операционной деятельности при одновременном совершенствовании институциональной среды в направлении гарантий прав собственности, ликвидации селективного подхода в применении государственного инфорсмента, обеспечении независимости судебной системы, перехода от системы торга между властью и бизнесом на контрактные отношения, гарантируемые государством, повышения уровня доверия, разработки долгосрочных индикаторов экономического развития, обязательных в том числе и для частных корпораций, последовательности в применении уже разработанных и принятых законов, ориентации на выращивание национально ориентированного бизнеса и совершенствование национальной корпоративной модели. В отсутствие таких преобразований регулирование исключительно фискальной сферы не принесет ожидаемых результатов. Но это не означает, что отсутствует необходимость в совершенствовании уже инициированных процессов в налоговой области и доведении новаций 2012—2014—2015 гг. до их логического завершения с необходимой корректировкой и оценкой возможных последствий, в том числе и для экономики северных регионов. В частности, необходимы изменения функционирования механизма режима КГН в сторону более полного учета вклада в получение прибыли предприятий, находящихся в регионах, особенно в зоне Севера. В качестве таких направлений могут выступить следующие: • исключение произвольного выбора между показателями среднесписочной численности и фонда заработной платы при определении доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения крупнейших холдингов; • корректировка самой формулы расчета, полноты включения всех подразделений в режим расчета КГН, исключения возможности наращивания убытков в рамках крупных бизнес-организаций и манипуляций с налоговой базой; • совершенствование налогового администрирования и налоговой системы в целом. Все эти направления приведут к повышению предсказуемости для экономического развития северных регионов, снизят ее неопределенность, приведут к увеличению горизонта планирования деятельности крупнейших корпораций и в конечном итоге приблизят реалии нашего внутреннего рынка к более «цивилизованным» практикам, принятым во всем мире. Литература 1. Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 г. URL: https://refdb.ru/look/1371661-pall.html ( дата обращения: 05.11.2017). 2. Кочетков Г. Б., Супян В. Б. Корпорация: американская модель. СПб.: Питер, 2005. 320 с. 3. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: федер закон № 99-ФЗ. URL : http://base.garant.ru/70648990/ ( дата обращения: 05.11.2017). 4. Об акционерных обществах: федер. закон № 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.). URL: http://base.garant.ru/10105712/ ( дата обращения: 05.11.2017). 5. Гражданский кодекс РФ: федер. закон. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 05.11.2017). 6. Об обществах с ограниченной ответственностью (ред. от 29.07.2017): федер. закон от № 14-ФЗ. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/ ( дата обращения: 06.11.2017). 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz