Север и рынок. 2018, N 2.

Порядок создания зоны и получения статуса участника (резидента). ОЭЗ или ТОР создаются по достаточно простой и понятной двухэтапной процедуре. В случае ОЭЗ высший орган государственной власти субъекта Федерации совместно с заинтересованными муниципалитетами подает заявку в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный федеральный орган). Тот ее рассматривает и выносит на утверждение Правительства России (ст. 6 Закона «Об ОЭЗ»). Инициатором создания ТОР выступает, напротив, сам уполномоченный федеральный орган, но по согласованию с региональными и муниципальными органами (ст. 3 Закона «О ТОР»). Затем заинтересованные инвесторы заключают соглашения об осуществлении хозяйственной деятельности соответственно с федеральным уполномоченным органом по ОЭЗ либо с управляющей компанией ТОР, после чего в течение 3 либо 5 рабочих дней регистрируются в статусе резидентов, получая причитающиеся льготы (статьи 8 , 9 Закона «Об ОЭЗ», статьи 13, 14 Закона «О ТОР»). Ни в ОЭЗ, ни в ТОР не предусмотрено какой-либо дискриминации одних резидентов по сравнению с другими. Для опорных зон законопроект предусматривает существенно иной способ формирования, при котором основные инвестпроекты (в терминологии Законопроекта-2017 — якорные) определяются еще до создания зоны. С этой целью высший орган государственной власти арктического субъекта Федерации (либо их группа — если опорная зона пересекает границы субъектов) заранее подписывают с потенциальными инвесторами рамочные инвестиционные соглашения. Создавая опорную зону, Правительство России, по сути, и утверждает якорные проекты, и определяет круг их участников. Причем перед «выходом в Правительство» уполномоченный федеральный орган еще предварительно обсуждает вопрос с особой Межведомственной рабочей группой, заседающей не реже одного раза в год (рис.). Таким образом, инвесторы подразделяются на участников опорной зоны, реализующих якорные проекты, и участников (потенциальных) опорной зоны, реализующих неякорные проекты (ст. 16 и др.). Далее для краткости будем называть их якорными и неякорными инвесторами. Юридический статус их не равен. Такой путь представляется не только значительно более сложным, но и, главное, построенным на принципиально иной логике, тяготеющей к «великим стройкам» прошлого. ОЭЗ или ТОР — это, прежде всего, территории с самостоятельными задачами развития и с особым режимом хозяйствования. Какие-то проекты в их рамках, безусловно, могут просчитываться заранее, исходя из их специфических условий: географического положения, инфраструктуры, ресурсной базы и др. Но в целом, однако, в саму их концепцию заложена многовариантность, постоянный инновационный поиск (который, очевидно, не всегда обречен быть эффективным с точки зрения как инвестора, так и руководства территорий). В отличие от них, создание опорной зоны, по сути, видится, наоборот, лишь как «благословение» федеральным правительством заранее определенных и согласованных инвестиций. Якорный проект определен в Законопроекте-2017 как «реализуемый (запланированный к реализации) в опорной зоне проект, направленный на достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации, общая стоимость которого составляет не менее 100 млрд руб. и от реализации которого зависят иные проекты, реализуемые (запланированные к реализации) в опорной зоне» (п. 11, ст. 2). Для сравнения: пороговая стоимость якорного проекта в 250 раз превосходит самый высокий аналогичный порог, установленный в российском законодательстве, — 400 млн руб. при строительстве портов в портовых ОЭЗ (п. 1, ч. 4, ст. 12 Закона «Об ОЭЗ»). В случае ТОР требование к минимальному объему капиталовложений для резидентов устанавливается Правительством России применительно к каждой отдельной территории (ст. 3 Закона «О ТОР»), допуская дифференциацию этого показателя в зависимости от конкретных условий. Для всей же Арктической зоны России, напротив, предлагается применять единый, высокий и достаточно произвольный критерий, не учитывающий объективных различий между составляющими ее территориями. В итоге реализация якорного проекта минимальной стоимости (100 млрд руб.) ставит перед региональными властями задачу привлечения инвестиций, масштаб которой в пересчете на душу населения варьирует почти в 30 раз — от 132 тыс. руб. для Мурманской обл. до 3,8 млн руб. для малолюдных арктических улусов Якутии. Еще разительнее — в 540 раз — этот контраст в сравнении с масштабами региональной экономики. Для Ямало-Ненецкого автономного округа, где реализуются мегапроекты «Ямал СПГ», «Новый Порт», Бованенково и «Северный широтный ход», сумма в 1 0 0 млрд руб. эквивалентна менее 1 0 % объема инвестиций за один 2016 г.; для севера Красноярского края составляет почти 60 %, а в остальных субъектах Федерации превышает его, причем для тех же якутских улусов в 50 с лишним раз (табл. 2). 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz