Север и рынок. 2018, N 2.

3. Направленность государственного регулирования корпораций в области налогового законодательства Изменения налогового регулирования крупного бизнеса начались с введения в 2012 г. института консолидированного налогоплательщика. С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков (далее — Закон № 321-ФЗ) [7], дополнивший НК РФ новой главой 3.1 «Консолидированная группа налогоплательщиков». Суть преобразований заключалась в том, что предприятия, входящие в крупные холдинги, получили возможность уплачивать налог на прибыль как единое юридическое лицо. Понятие «консолидированная группа налогоплательщиков» означает режим налогообложения, при котором группа компаний или иных предприятий с абсолютным или преимущественным участием одних в других воспринимается как целая экономическая единица. Статъей 25.2 НК РФ установлены жесткие требования к участникам такой группы: • одна компания непосредственно или косвенно участвует в другой, при этом доля такого участия составляет не менее 90 %; • суммарный объем выручки от продаж и прочих доходов не менее 100 млрд руб., а совокупная стоимость активов, по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря года, предшествующего году регистрации договора, не менее 300 млрд руб.; • совокупная сумма НДС, акцизов, налогов на прибыль и НДПИ, уплаченная всеми организациями, входящими в КГН, не менее 10 млрд руб. Анализируя условия вступления и нахождения в группе консолидированных налогоплательщиков, можно сделать вывод о том, что новые нормы адресованы очень узкому кругу налогоплательщиков, что свидетельствует о создании наиболее благоприятных условий для развития крупнейшего бизнеса. Для остальных налогоплательщиков, в силу жестких ограничений, установленных ст. 25.2 НК РФ, новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль недоступен. Объединение компаний оформляется договором о создании группы КГН с обязательной регистрацией по месту учета ответственного участника. Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется на добровольных началах и является правом налогоплательщика, однако если учитывать, что дочерние и зависимые компании находятся в отношениях управленческой зависимости от действий управляющей компании, вряд ли у них присутствуют инструменты, чтобы возражать против такого договора, даже если это противоречит интересам территории присутствия данных обществ. При этом головная компания принимает на себя большую часть ее налоговых обязанностей. Участники консолидированной группы налогоплательщиков суммируют прибыли и убытки от результатов деятельности каждого из них, в итоге общая сумма налога на прибыль снижается. При этом распределение налога на прибыль по территориям присутствия участников группы КГН производится в соответствии с пунктом 6 ст. 288 НК РФ [8]. Алгоритм расчета предполагает, что доля прибыли участника КГН определяется как средняя арифметическая величина от суммы удельного веса базовых показателей: среднесписочной численности или расходов на оплату труда и остаточной стоимости амортизируемых основных средств. Окончательная сумма налога на прибыль, приходящаяся на отдельного участника, также зависит от региональной налоговой ставки, которая, в свою очередь формируется с учетом региональных налоговых льгот. Сделки, заключенные между организациями внутри КГН, не являются предметом контроля за трансфертным ценообразованием, что делает этот режим исключительным, особенно на фоне введения в действие законодательства о контролируемых сделках, взаимозависимых лицах [9] и контролируемых иностранных компаниях (КИК) [10]. Исключение составляют сделки, предметом которых является добытое полезное ископаемое, облагаемое НДПИ (кроме угля, нефти и газа). Введение режима КГН уже повлекло за собой ощутимые последствия для распределения налога на прибыль организаций между бюджетами федерального и регионального уровней. По закону наибольшая сумма исчисленного налога консолидированных групп должна уплачиваться в бюджеты тех регионов, где создано большее число рабочих мест и находится производственная база. По данным ФНС РФ, в 2012 г. в России насчитывалось 11 консолидированных групп налогоплательщиков, в которые входило около 200 компаний, к настоящему времени функционирует 16 таких групп. За пятилетний срок деятельность КГН, образованных с участием крупнейших вертикально­ интегрированных бизнес-организаций как частных, так и с госучастием, уже заметно отразилась на распределении налога на прибыль среди регионов. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz